Введение.
Тема итальянского Рисорджименто – одна из самых популярных для исследователей. И не случайно: благодаря этому процессу Италия из более чем десятка государств превратилась в единое королевство. Безусловно, что определяющими в ходе объединения страны были Европейская революция 1848-1849 годов и «поход тысячи» Гарибальди с последующим присоединением южноитальянских земель. Однако для понимания неких исторических особенностей этого процесса необходимо обратить внимание на события, происходившие еще после Великой Французской революции. Именно тогда создавались предпосылки и накапливались силы для последовавшего процесса объединения, появлялись новые общественно-политические течения, зарождалась их идеология, нацеленная на объединение.
Одним из наиболее значимых феноменов, принадлежавших к этому периоду, было движение карбонариев.
Карбонарии (от итал. carbonaro, буквально — угольщик, от лат. carbo — уголь) - члены одноимённого тайного политического общества, возникшего на Юге Италии в начале XIX в., в эпоху наполеоновского господства. Существует весьма убедительная версия, что карбонарии берут свое название от угольщиков – закрытых клановых обществ, знавших секрет изготовления древесного угля. Именно эту таинственность, сакрализованность впоследствии и переняли карбонарии – революционеры.
Впоследствии из Южной Италии их идеология распространилась по практически всей территории Италии, повсюду возникали тайные общества. Тем не менее, существовали значительные трудности во взаимодействии этих организаций из-за государственных границ, разделявших в то время территорию Италии. Но цели и форма организации, как правило, были одинаковы из-за схожих экономических и социальных условий, в которых вырастали деятели движения карбонариев.
Цель работы:
Выяснить причины неудачи движения карбонариев, несмотря на его распространенность по всей Италии.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть период образования первых обществ, относящийся к эпохе наполеоновского господства в Италии (1808-1815гг.)
· Рассмотреть деятельность движения карбонариев в период Реставрации (1815-1820гг.)
· Охарактеризовать сложившуюся за вышеуказанные эпохи организационную структуру и идеологию движения
· Проанализировать участие карбонариев в революциях 1820-1821гг.
В ходе написания данной работы нами была проанализирована исследовательская литература, посвященная выбранной тематике.
Стоит также сказать несколько слов о структуре нашей работы. Она написана в хронологическом порядке для того, чтобы наглядно показать развитие карбонарского движения. Именно исходя из этого принципа, задача по характеристике организации и идеологии стоит не на первом месте. Необходимо показать предпосылки их появления в ходе исторических событий и преобразований.
Также мы не будем рассматривать период с 1821 по 1830гг. из-за того, что наиболее яркие выступления карбонариев приходились на рассматриваемый нами период. События 1830 года (равно как и 1820-1821гг.) не принесли никаких результатов, и они были менее яркими.
Основная часть.
Глава I. Движение карбонариев в период Наполеоновского господства (1808-1815гг.)
Существует множество версий об истоках движения карбонариев. Согласно одной из них, их родоначальником был отец Александра Македонского Филипп, по другой – так называли тайные общества в Шотландии времен Средневековья (их члены были вынуждены бежать в леса и добывать уголь – так объясняется название). По третьей гипотезе, карбонаризм был основан французским королем Франциском I. Однако наиболее значим для истории период начала ХIX века, когда движение карбонариев особенно распространилось в Италии.
Первые карбонарские организации появились в Южной Италии в период наполеоновского господства. На формирование и развитие этого движения огромное влияние оказали политические и социальные сдвиги той эпохи в период правление Джузеппе (Жозефа) Бонапарта[1] и Мюрата[2]. В тот период возникло такое социальное явление как «Бандитизм». Своим появлением оно обязано реформе по упразднению феодализма: произошел раздел доменов феодалов, им пришлось отказаться от ряда привилегий, но, тем не менее, их собственность осталась нетронутой. По изданному закону, отменялись все виды «барщин» и «оброков», но на деле вышло так, что этот раздел доменов так и не привел к образованию крестьянской собственности, т.к. у простого населения не было денег на покупку выставляемых на рынок частей доменов. Землю в собственность получило лишь 8% населения. Неудивительно, что это вызывало рост недовольства со стороны крестьян. Во многих семьях условия жизни лишь ухудшились. На крестьянах лежала рекрутская повинность, огромный гнет налогов, продукты для беспрерывно воюющей армии изымались из крестьянских хозяйств.
Наибольшую выгоду от этой реформы получили представители буржуазии (получили порядка 60% земель). Росту влияния буржуазии способствовало и то, что Мюрат охотно допускал представителей этого сословия на административные посты, многие становились чиновниками, судьями, офицерами. Однако при этом необходимо учитывать серьезную зависимость от Франции: на буржуазию во многом ложилась необходимость содержать французскую армию, торговые условия с французами были не выгодны жителям юга Италии. Следовательно, несмотря на сравнительно неплохие условия, представителям буржуазного сословия также было не выгодно французское господство.
Рост «бандитизма» стремительно усиливался: появлялись банды в Апулии, на Сицилии, в Базиликате, в Калабрии, ставшей впоследствии центром этого движения. Первые их выступления относились к 1806 году. «Бандитизм» стал огромной проблемой для французских властей: лишь кровавее расправы могли ненадолго снизить уровень его распространения. Все это наносило серьезный урон экономике.
Не случайно было сказано несколько слов и о буржуазии – известно немало случаев, когда представители этого сословия становились главами «банд». Упадок сельского хозяйства, вызванный размахом «бандитизма» тяжело ударил по буржуазии, усилил их недовольство сложившимся положением дел. В то же время Мюрат усилил полицейский режим, и буржуазия могла вести борьбу с существующим режимом за политические права и улучшение экономики только в рамках тайных обществ. В то время представители этого сословия вдохновлялись Великой Французской революцией и строили планы о проведении подобной революции и против Мюрата и его сторонников. Так возникли первые общества карбонариев, основу которых составляла как раз буржуазия.
Точную дату образования первой венты установить невозможно. Существуют версии, что карбонаризм возник в Апулии в 1805, 1806 или 1807 году, но как раз в тот период началось антинаполеоновское движение в Европе, и Южная Италия не могла не остаться в стороне. Карбонарские организации возникли и получили распространение в Неаполитанском королевстве на волне патриотического движения.
Властям королевства было довольно сложно бороться с «карбонарской заразой», распространявшейся по стране. Издавалось множество распоряжений, в которых армии приказывалось расправляться и с «бандитизмом», и с карбонаризмом.
Существует версия, что одним из основателей первых вент в Калабрии был бывший якобинец, профессор риторики Пьер Жозеф Брио. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что эти венты использовали символику «братства добрых кузенов-угольщиков» провинции Франш Конте, откуда был родом Брио.
Доподлинно известно, что в 1811 году в Калабрии Габриэлле де Готти создал венту в Альтильи, еще две венты возникло в Козенце и Априльяно. В 1812 году возник ряд вент в Апулии. Начиная с 1813 года, большое распространение карбонаризм получил в Кампании и Абруццо. В 1814 году по всему королевству прошли выступления с требованиями вернуть власть прошлого короля Фердинанда и провозгласить конституцию. В этом году в одном только Неаполе насчитывалось около 140 вент с общим числом членов порядка 40 тысяч. Карбонарское движение начало становиться массовым.
Правительство засылало множество полицейских агентов в каждую венту, Мюрат пытался следить за деятельностью каждой организации. Тем не менее, карбонарии продолжали готовиться к революционным выступлениям. В конце 1813 года произошло первое карбонарское выступление в Калабрии, был разослан специальный циркуляр по всем ячейкам с призывом выступить единой силой. Но это движение вылилось лишь в ряд неорганизованных и не связанных между собой «вспышек», легко подавленных властями. Важно сказать, что в тот период кроме патриотических чувств у карбонариев не было практически никаких четких лозунгов, никакой идеологии. В 1814 году вспыхнуло восстание в Абруццо. Но и оно также не было сплоченным: в одной части региона восставшие провозглашали возвращение короля Фердинанда IV, в другой – республику. Простое население оставалось безучастным.
Тем не менее, размах и потенциал движения внушал определенное беспокойство властям. В конце своего правления в 1815 году Мюрат даже пытался привлечь карбонариев на свою сторону[3], покровительствовать им. Но участники вент помнили о тех расправах, которые учинялись по его приказу, и не пошли за ним.
Подводя итоги первому периода развитию карбонаризма в Южной Италии, необходимо, в первую очередь, отметить его разобщенность и незрелость. Отсутствовала четкая политическая программа, не было единого лидера, способного организовать и возглавить выступление. Широкие слои населения плохо понимали, кто такие карбонарии и каковы их цели. Но, несмотря на все вышеперечисленные слабые стороны, движение карбонаризма росло и ширилось. Уже в 1814 году оно перешагнуло границы Неаполитанского королевства, и распространение вент началось по территории Папской области с провинции Марке.