Смекни!
smekni.com

Бухарское ханство (стр. 3 из 6)

3.3. Саманиды

В последней четверти IX века в Трансоксании выдвинулась династия Саманидов из Балха, в течение 145-летнего правления которой Мавераннахр достиг значительного могущества и процветания. Вследствие постоянного благоволения, оказываемого арабами Саманидам, смуты и неурядицы, столько времени терзавшие Трансоксанию, прекратились и стал мало-помалу водворяться порядок. При знаменитом Саманиде — эмире Исмаиле (892—907) — Мавераннахр из части Хорасанской провинции возрос до степени могущественного государства, простиравшегося на север до степей, на восток — до Тянь-Шаня, на юг — до Персидского залива и на запад — почти до Багдада. Центром и столицей Трансоксании был город Бухара, который славился богатством и ученостью, будучи в то же время религиозным оплотом ислама и средоточием мусульманских учёных правоведов и богословов. Преследуемый арабскими правителями, иранский язык под покровительством Саманидов, а в особенности эмира Исмаила, стал развиваться с новым блеском; а заглохшая иранская культура нашла в Саманидах покровителей и почитателей. После Измаила могущество Саманидов стало быстро клониться к упадку; вновь наступило время смут и междоусобий, и, наконец, в 999 Бухару покорила тюркская династия Караханидов, (840—1212).

3.4. Сельджукиды

Вскоре после падения Саманидов в Средней Азии возвысились Сельджукиды (1040—1133), тюркские завоеватели, господство которых простиралось почти над всеми странами мусульманского Востока; тем не менее власть их в Трансоксании была только номинальная, действительное же господство находилось в руках различных местных владетелей. Сельджукид Султан Санджар (первая половина 12 века) сделал многое для политического и культурного развития региона, но в 1141 году потерпел поражение от вторгшихся в страну кочевых племен кара-китаев.

3.5. После сельджукидов

С падения Сельджукидов до появления монголов Мавераннахр был предметом раздора между Караханидами, каракитаями и владетелями Хорезма.

3.6. Монголы

Основная статья: Монгольское завоевание Средней Азии

Осенью 1219 монгольская армия численностью около ста пятидесяти тысяч человек под предводительством Чингис-хана и его сыновей Джучи, Чагатая, Угэдэя и Толуя через долину Или и северную Фергану вторглась в Среднюю Азию.

В 1220 году пала Бухара, разграбленная кочевниками и затем сожжённая дотла. Цветущий город обратился в груду развалин; десятки тысяч мирного населения погибли от руки палача, остальные же были обращены в рабство и рассеяны по всей Средней Азии. В марте того же года пал Самарканд и весь Мавераннахр оказался в руках Чингисхана.

В 1224, при делении громадного государства между сыновьями Чингисхана, Мавераннахр с Туркестаном достался Чагатаю и стал известен под именем Чагатайского улуса.

После нашествия монголов Мавераннахр превратилась в сплошную груду развалин; прославленные плодородием оазисы были заброшены, земледельцы и ремесленники разогнаны, промышленность исчезла, цветущие города лежали в развалинах и всякое проявление духовной жизни погасло. Последние искры иранской культуры под напором монгольского погрома исчезли, а Бухара и Самарканд, умственные центры Мавераннахра, никогда уже не могли вернуться к прежней духовной деятельности. Господство получили казуистика и фанатизм. В течение почти 200-летнего владычества потомков Чингисхана Мавераннахр представлял арену дикого своеволия монгольских тиранов, споривших из-за власти, — постоянных усобиц, войн и опустошений, терзавших эту несчастную страну.

С течением времени монголы, с последними потомками Чагатая во главе, приняли ислам и, отчасти подчинившись влиянию местной культуры, стали ревностными поборниками ислама. Главнейшим результатом нашествия монголов на Трансоксанию следует признать изменение этнографического состава её населения: тюркские элементы получили повсеместное преобладание над иранскими.

В этом отношении в особенности быстрые и колоссальные успехи сделал Тимур или Тамерлан, из отюреченого рода Барулас, основавший во второй половине XIV столетия огромное государство. При Тимуре (1370—1405) Мавераннахр, со столицей в Самарканде, в последний раз стал средоточием исламского могущества в Азии. Владения Тимура простирались от Гоби до Мраморного моря и от Иртыша до Ганга, а столица их — Самарканд — сделалась центром просвещения, промышленности, наук и искусств. Великолепие и богатство Самарканда, его бесконечные сады, грандиозные дворцы и мечети, кипучая торговая деятельность этого города, куда приходили караваны из Индии, Китая и Западной Азии, отодвинули на второй план прежнюю столицу Трансоксании — Бухару.

При преемниках Тимура (1405—1500) (См. Тимуриды) начались вновь междоусобия и войны, в результате которых к власти пришел его младший сын Шахрух (1409—1447). В конце 15 века государство Тимуридов распалось на мелкие владения.

4. Узбеки и образование Бухарского ханства

Около 1500 года с севера на земли при Оксусе (Аму-Дарья) нахлынули новые завоеватели. Тюркские племена узбеков, из дешт-и-кипчакских степей, восновном из присырдарьинских степей под предводительством хана Шейбани, пользуясь постоянной враждой местных владетелей, покорили Трансоксанию, а затем и весь Хорасан. Власть перешла от династии Тимуридов к династии Шейбанидов (шибанидов). Со второй половины XVI века государство стало именоваться Бухарским ханством.

Шейбаниды (1510—1599) и Аштарханиды (1599—1756)

При Шейбанидах (1510—1599) и наследовавших им Аштарханидах (1599—1756) история Бухарского ханства представляет ряд усобиц и войн, которые вели владетели Бухары с государством Сефевидов и Хорезмом.

Основатель узбекской династии Шейбаниды — Мухаммед Шейбани (1451—1510), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра. В 1499 Шейбани-хан начал завоевание Мавераннахра и в 1500-01 отвоевал у Тимуридов их столицу Самарканд, основав Шейбанидов государство; установил свою власть над всем Мавераннахром и Хорасаном, в 1508-09 совершил неудачный поход на казахов. В 1510 Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефевидом и убит. После смерти Кучкунджи-хана (правил в 1510-30), дяди Шейбани-хана, и кратковременного правления его сына Абусаида (1530-33) главой государства стал Убайдулла-хан I (правил в 1533-39), племянник Шейбани-хана. Шейбаниды считали, что именно они являются законными наследниками Тимуридов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат. Правление Абдуллы-хана II (1557-98, хан всех узбеков с 1583) характеризовалось значительным усилением ханской власти. После смерти Абдуллы-хана II и убийства его сына Абдал-Мумина династия Шейбаниды прекратилась. Пир-Мухаммеду II, последнему Шейбаниды, принадлежала лишь небольшая часть государства; в том же году он погиб в междоусобной борьбе.

Из Шейбанидов в особенности замечателен Абдулла-хан II, ревностно заботившийся о процветании и счастье своего народа. Правитель этот в течение своего более чем сорокалетнего царствования построил множество учебных заведений, мечетей, бань, караван-сараев и мостов, развел тенистые сады в главных городах ханства, устроил почтовое сообщение, и вообще был усердным покровителем земледелия, торговли и науки. Имя Абдуллах-хана и поныне пользуется необыкновенной популярностью в Бухаре; в глазах бухарца каждый памятник прежних времён кажется результатом щедрости и любви к изящным искусствам этого правителя. Правление Шейбанидов ознаменовалось также постепенным обособлением восточно-исламского мира от западного и необыкновенным возвышением власти и влияния учёных мулл и богословов, вследствие чего богословские науки заняли в медресе Бухары первое место.

Династия Мангыт (1756—1920)

Аштарханидов сменила узбекская династия Мангыт (боковая ветвь, по женской линии, Джучи, сына Чингисхана), члены которой правили Бухарой до революции в России.

Начало усиления политического влияния представителей мангытской аристократии в Бухарском ханстве относится к началу XVII века. Но реальный рост их могущества произошел после назначения в 1712 году Худаяр-бия мангыта на пост аталыка. Его сын Мухаммад Хаким-бий занял пост диванбеги при дворе Абулфейз-хана. В 1715—1716 гг. Худаяр-бий был отстранен от должности по инициативе Ибрахима-парваначи из рода кенегесов. В 1719—1720 гг. после бегства Ибрахим-бия из Бухары Худаяр-бию, который находился в Балхе, разрешили вернуться к власти, дав ему в удел Карши, что было результатом политики его сына Хаким-бия. В 1721 году Хаким-бий был назначен аталыком. Во время похода правителя Ирана Надир-шаха Афшара в Мавераннахр в 1740 году Мухаммад Хаким-бий пошел на мирные переговоры с ним, сохранив, таким образом, страну от войны и усилив свою власть. У него было пять сыновей: Мухаммад Бадал-бий, Курбан-мирахур (погиб в 1733г), Мухаммад Рахим-бий, Йав Кашти-бий, Барат-мирахур. Его третий сын — Мухаммад Рахим-бий присоединился к Надир-шаху и участвовал в его дальнейших походах. В 1747 году после убийства Абулфейз-хана фактическая власть полностью оказалась в руках Мухаммад Рахима. До 1756 года номинальными правителями являлись преемники Абулфейз-хана Абдал-мумин (1747—1751), Убайдаллах 2 (1751—1754) и Ширгази (1754—1756). Сам Мухаммад Рахим женился на дочери Абулфейз-хана Юлдуз-бегим. Под властью Бухарского ханства при Рахим-бие находились Бухара, Самарканд, Миянкаль, Кермине, Карши, Хузар, Керки, Чарджоу, Шахрисабз. Хисар и Ташкент оставались самостоятельными владениями. Хотя Мухаммад Рахимхан не был потомком Чингис хана, он путем жесткой политики и хорошей организации смог добиться признания своей власти, взойти на трон и даже принять титул хана.

После смерти Рахим-бия в 1758 году мангыты выдвинули на место эмира его дядю, правителя Мианкаля Данияр-бия (1758—1785). Однако ему не удалось сохранить жесткую центральную власть. На несколько десятилетий затянулись междоусобицы и столкновения сторонников и противников мангытов, удельные правители претендовали на независимость.