Российская Федерация участвует в этом Пакте как правопреемник Союза ССР, который в 1968 г. его подписал, а в 1973 г. ратифицировал.
Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Отметим, что нормы о социальном обеспечении, закрепленные в Декларации и Пакте, находят свое выражение не только во внутригосударственном законодательстве, но и в региональных международных актах. В этом случае "универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт" <1>. Так, 26 мая 1995 г. в г. Минске в рамках деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ) Российской Федерацией, Арменией, Белоруссией, Грузией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном была подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека <2>.
В этой Конвенции выражается приверженность указанных государств Декларации и Пакту и подтверждены их основополагающие нормы о правах человека. Например, утверждается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством. При этом в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии.
Исключительную роль в установлении стандартов пенсионного обеспечения и развитии международного пенсионного права играет Международная организация труда (МОТ).
МОТ была создана при Лиге Наций в соответствии с Мирным Договором между союзными и объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г. (Версальский мирный договор). При этом во внимание принималось, что Лига Наций имеет целью установление всеобщего мира и что такой мир может быть основан лишь на принципе социальной справедливости. Кроме того, отмечалась настоятельная необходимость улучшения условий труда, к которым были отнесены и условия пенсионного обеспечения.
В Декларации относительно целей и задач Международной организации труда, принятой Генеральной конференцией МОТ 10 мая 1944 г., было признано торжественное обязательство этой организации способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью, в том числе, расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание.
Сейчас МОТ является специализированным учреждением ООН, причем одним из наиболее крупных и авторитетных. Как замечает З.С. Богатыренко, "за периоды своей деятельности МОТ выдержала испытание временем и приобрела универсальный представительный характер: число государств - членов организации возросло более чем в четыре раза, с 42 при ее создании до 177 по состоянию на 15 декабря 2004 г., а численность проживающих в них людей превысила 98 процентов населения мира" <1>.
Деятельность МОТ основывается на принципе трипартизма, поскольку в ней от каждого члена организации участвуют представители правительства, союзов работодателей и объединений работников. Российская Федерация является участником МОТ. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 606 правительственную сторону в МОТ в качестве головного федерального органа по сотрудничеству с этой международной организацией представляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
МОТ, как и любая другая международная организация, в пределах своей компетенции выполняет регулирующую функцию, при помощи которой реализуются ее уставные цели и задачи. Для этого МОТ принимает по трудовым и социальным вопросам такие документы, как конвенции и рекомендации. Данные акты в отличие от Декларации и Пакта, которые имеют общий, программный характер, могут содержать конкретные условия пенсионного обеспечения.
Конвенции МОТ по правовой природе являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами МОТ определенных национальным законодательством процедур, приобретают для них обязательную юридическую силу. Рекомендации МОТ, как следует из самого наименования, не влекут возникновения юридических обязательств в отношении указанных государств. Как правило, они дополняют и конкретизируют принятые конвенции МОТ. Вместе с тем нельзя не признать, что даже те документы МОТ, которые не обладают обязательной юридической силой, оказывают значительное влияние на нормативные правовые акты государств - участников МОТ и на их сотрудничество друг с другом.
Интересно, что первые акты МОТ по пенсионной проблематике появились еще до начала Второй мировой войны. В этот период не было издано единого акта, рассматривающего в комплексе все аспекты пенсионного обеспечения. Однако, в 1933 г. были приняты отдельно для лиц, занятых в сельском хозяйстве, и отдельно для трудящихся промышленных и торговых предприятий (и некоторых других категорий работников) шесть самостоятельных Конвенций N 35 - 40 по видам социальных рисков, подлежащих обязательному пенсионному страхованию (наступление старости, инвалидность, потеря кормильца) <1>, действующих и поныне.
В этих Конвенциях закрепляются основополагающие начала построения системы пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, в полной мере отразившие опыт и представления о пенсиях того времени.
Провозглашается принцип обязательности страхования работающих лиц на случай потери кормильца, старости и инвалидности. Из данного правила национальным законодательством могут быть установлены исключения в отношении отдельных категорий граждан, например, трудящихся, получающих пенсию по старости или по инвалидности; трудящихся, заработная плата которых превышает определенную сумму; членов семьи предпринимателя. Могут быть исключены из системы обязательного пенсионного страхования и лица, которые в силу внутреннего правового регулирования имеют или будут иметь право на пособие по старости, по крайней мере равное в целом пенсии, предусматриваемой Конвенциями N 35 - 40. Так, в нашей стране, в которой обязательным пенсионным страхованием охвачено все работающее население, в том числе самозанятое, к этой системе не относятся военнослужащие и лица, приравненные к ним в пенсионном обеспечении, поскольку их пенсионирование осуществляется в особом порядке за счет средств федерального бюджета.
В Конвенциях N 35 - 40 определяются условия предоставления права на пенсионное обеспечение. Для пенсии по старости - это возраст и стаж. Согласно Конвенциям N 35 - 36 пенсионный возраст устанавливается национальным законодательством, но для застрахованных наемных работников не может превышать 65 лет. Конкретные стажевые требования для назначения пенсии по старости не указываются, при этом предусматривается, что право на эту пенсию может быть обусловлено завершением стажа, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования, а также в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая.
Конвенции N 37 - 38 определяют, что право на пенсию по инвалидности имеют лица, потерявшие трудоспособность и тем самым лишенные возможности получать достаточное вознаграждение.
На основании Конвенций N 39 - 40 система страхования в пользу вдов и сирот предоставляет право на пенсию по меньшей мере вдове, которая вновь не вышла замуж, и детям умершего застрахованного или получавшего пенсию лица.
В этих Конвенциях также предлагаются три возможных варианта исчисления размера пенсии. Этот размер может определяться в зависимости или независимо от стажа страхования и составлять либо фиксированную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо меняться исходя из суммы выплаченных взносов.
Первым основополагающим международным кодифицированным документом в сфере социальной защиты, своеобразной "социальной библией", с полным основанием может быть названа Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <1>. Эта Конвенция охватывает все основные виды социального обеспечения.
В приложении к разделу XI Конвенции 1952 г. установлены периодические выплаты типичному получателю в процентах от утраченной заработной платы (так называемый коэффициент замещения), что является важным в свете определения уровня пенсионного обеспечения в стране.
К примеру, типичным получателем пенсии по старости признается мужчина с женой в пенсионном возрасте, пенсии по инвалидности - мужчина с женой и двумя детьми, пенсии по случаю потери кормильца - вдова с двумя детьми. Для этих типичных получателей пенсий предусматривается коэффициент замещения в размере 40 процентов. Тем самым фактически в данном случае этот размер коэффициента замещения устанавливается не для одного человека, а для нескольких, например, при пенсионировании по старости для семейной пары. При этом следует иметь в виду, что согласно статье 66 Конвенции 1952 г. коэффициент замещения определяется исходя из общей суммы заработной платы обычного взрослого рабочего (мужчины), под которым понимается лицо, считающееся типичным для неквалифицированного труда.