Смекни!
smekni.com

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (стр. 3 из 4)

Поскольку сват Рюрик сам справился с Чермным, в очередной раз выгнав его из Киева, Всеволод Юрьевич отбыл в свою столицу. Желая иметь Константина в качестве помощника, он не отпустил его обратно на север, вернув новгородцам прежние вольности. Около года они управлялись без князя, после чего туда был прислан Святослав.В Рязани между тем усиливалось недовольство владимирской администрацией, которую в 1208 году возглавил Ярослав. Узнав, что против него готовят заговор, Ярослав оповестил отца. Всеволод, подойдя с дружиной к Рязани, приказал всем жителям выйти из города и поджег его укрепления. Рязань сгорела дотла, рязанцев расселили по городам Суздальской земли. Сожжен был также Белгород Рязанский. Возвратившиеся Михаил Всеволодович Пронский и Изяслав Владимирович, избежавшие пленения, наняли половцев и в 1209 году начали мстить Всеволоду, разоряя Подмосковье, но высланный против них Юрий Всеволодович разбил их отряд, загнал в мещерские леса, а потом прогнал и оттуда. В то же время трое Владимировичей, объединившись, заставили Давыда вернуть Пронск Михаилу.

Вскоре против Великого князя внезапно выступил племянник Рюрика Ростиславича Мстислав Торопецкий - сын Мстислава Храброго. Он напал на Торжок, пленил Святославовых слуг и прислал гонца в Новгород с вестью о своей готовности служить городу так же, как и его всеми почитавшийся отец. Горожане немедленно его поддержали. Святослава Всеволодовича изолировали в палатах архиепископа. С обеих сторон были собраны войска. Владимирцев возглавил Константин. Но битвы не последовало. Всеволод решил уступить и удовлетворился тем, что его сына отпустили с миром.

Год спустя Всеволод Юрьевич помирился со своим черниговским тезкой, простив изгнание из Переяславля Ярослава. При этом Всеволод Святославич вернул Великому князю эту его "отчину" со всеми доходами, а сам, получив Киев, отдал Чернигов неугомонному Рюрику. На юге на короткое время установился мир, залогом которого явилась женитьба Юрия Всеволодовича на черниговской княжне. Перед тем сам Всеволод на старости лет, уже имея внуков Василька и Ивана-Всеволода Константиновичей, повторно женился на княжне "из Руси" по имени София. Рязанские князья продолжали оставаться в заточении. Им не помогло заступничество самого митрополита. Великий князь отказывался признавать их "сродниками", считая только вассалами-изменниками.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо - "миродержец" Суздальский - умер 16 апреля 1212 года. Это был мудрый государь и незаурядный военачальник. Он смог эффективно использовать огромные военные ресурсы самой сильной из русских земель. Стиль Всеволода-полководца заметно отличался от запальчивой рыцарственности южных князей. Следует признать, что вершиной его полководческой карьеры являются не блестящие победы на Липице и Колокше, а стояние на Влене, когда огромную коалиционную рать удалось отразить с минимумом потерь. При этом Всеволод стремился решать все споры миром, а в периоды усобиц как мог щадил русскую кровь.

На годы княжения Всеволода приходится расцвет культуры на берегах Клязьмы. При нем в 1185-1189 годах кафедральный Успенский собор - эталон храмового зодчества Московской Руси, - перестроенный и расширенный, приобрел свой нынешний вид. В 1192-1195 годах был сооружен Рождественский собор в одноименном монастыре (где позднее упокоился Александр Невский), в 1193-1197 годах - дворцовый Дмитриевский собор, украшенный небывало пышной резьбой по камню, в 1194-1196 годах - каменный замок-детинец.

Конец жизни Великого князя был омрачен отказом законного наследника Константина, последние годы княжившего в Ростове, перейти во Владимир (вновь сказались претензии боярского Ростова на первенство). Всеволоду пришлось собирать земский собор и утвердить наследником Юрия. И вскоре вся Владимиро-Суздальская земля нелицемерно скорбела по своему почившему правителю, с тревогой ожидая новых усобиц. Правление Всеволода Юрьевича отличалось заметной двойственностью. Непреклонный во внешней политике, он нередко пасовал перед мнением земских соборов, и в первую очередь владимирской городской общины, от имени которой, по сути, и правил. Огромная власть Всеволода III уравновешивалась демократичностью сословно-представительского строя, особенно в городах с их вечем. К тому же Всеволоду приходилось постоянно балансировать на стыке интересов старого и нового центров Залесья.

Храм рождества Иоанна Предчети в Ивановском

Ольга Кирьянова, М. Иванова

Въезжая в Москву по Реутовской эстакаде, справа над густыми кронами деревьев можно увидеть горящие золотом кресты и изящную колокольню.

Въезжая в Москву по Реутовской эстакаде, справа над густыми кронами деревьев можно увидеть горящие золотом кресты и изящную колокольню. Это - храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Его история неотделима от истории села Ивановского, ныне входящего в Восточный административный округ столицы. В XVII веке (а именно к этому периоду относится первое документальное упоминание о храме) Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлове - бывшей вотчине бояр Романовых. В период Смуты многие города и веси Русской земли были разорены. К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности пребывали в запустении. Алексей Михайлович, к которому перешли эти земли, взялся за их обустройство, создав цветущее хозяйство с садами, огородами, пасеками, рыбными прудами и даже зверинцем. В 1663 году сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское представляло собой "приселок" царского села Измайлова. Тут имелась мельница "с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышитой 2 сажени", а также два пруда - в них откармливали карасей и линей к государеву столу.

В 1666-1667 годах в Ивановском строится деревянная церковь в честь Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами во имя святителя Василия Великого, епископа Кессарии Каппадокийской, и святого великомученика и Победоносца Георгия. В писцовой книге под 1676 годом говорится: "Обложка на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять с 7178 (1670) года". Иконы для храма - первоначально шатрового, как и в других окрестных селениях - Измайлове и Черкизове, писал изограф Сергий Рожков "с товарыщи".

До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем в Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен: согласно докладной записке, поданной местным священником с причетниками в 1700 году, "крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских-де у них только 10 дворов". 11 июля 1700 года царь повелел: "Того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей".Относительно служивших в храме в XVII-XVIII столетиях почти ничего не известно. В 1717 году здесь состояло три клирика, носивших фамилию Сидоров (по всей видимости, родственники): священник Дмитрий Сидоров, дьячок Иван Сидоров и пономарь Афанасий Сидоров. В 1712-1739 годах Ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги, что по тем временам являлось суммой незначительной - стало быть, он и тогда не относился к числу многолюдных.

В 1801 году был выстроен ныне существующий храм, по своему архитектурному облику относящийся к стилю раннего классицизма. В 1812 году здесь, как и в окрестных селах, хозяйничали французы. Генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И.Кутузову 17 сентября 1812 года: "Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору". Французские мародеры не щадили православных святынь. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления Наполеона.

Вероятнее всего, печальная участь не миновала и храм в Ивановском. Около 1842 года внутреннее его убранство претерпело значительные изменения: бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века производилась полная запись первоначальной настенной живописи, с изменением композиции и колорита. Тогда же был перекрашен и частично позолочен иконостас. На картах XIX века к северу от храма указана часовня. Примерно в пятистах метрах к северо-западу находился святой колодец. Вокруг образовалось кладбище. К храму Рождества Иоанна Предтечи была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным и не имевшая собственного причта.

По данным на 1859 год, Ивановское насчитывало 570 жителей (84 двора). После отмены крепостного права село вошло в Пехорскую волость Московского уезда. В конце XIX века здесь имелось 138 дворов. Сельчане выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство работало на расположенных поблизости небольших фабриках, принадлежавших московским купцам. По переписи 1926 года, в Ивановском числилось уже 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз "Вперед". Храм же избежал участи многих московских церквей - его не закрыли. Более того, сюда был перенесен в качестве приставного престол разоренной церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве.