Волнения в Петрограде начались 23 февраля. Еще за несколько дней до этого в городе начались огромные сложности с продовольствием, выросли очереди за хлебом. В этот день забастовало свыше 100 тыс. человек, а на следующий к бастующим присоединилось практически столько же. К 25 февраля бастовало уже почти 75% всех рабочих Петрограда (свыше 300 тыс. человек). Наряду с лозунгом «Хлеба!» появился лозунг «Долой самодержавие!» Главком Петроградского округа генерал С. С. Хабалов поспешил успокоить царя, находившегося в Ставке в Могилеве, но усилил воинские части столицы. 26 февраля была расстреляна демонстрация рабочих, а царь подписал указ о роспуске Думы. 27 февраля волнения немного успокоились, а члены социалистических партий, собравшиеся для анализа обстановки, решили, что революция не удалась и надо готовиться к репрессиям. В тот же день Родзянко послал телеграмму цари просьбой принять немедленные решительные меры, но царь ничего не предпринял.
28 февраля на сторону бастующих рабочих стали переход солдаты, и к вечеру практически весь город оказался в руках восставших. В те же дни возникают два центра восстания: Временный комитет, созданный Государственной думой, и Совет рабочих и солдатских депутатов, созданный социалистами участии широких слоев восставших. В тот же день, 28 февраля были арестованы и посажены в Петропавловскую крепость все министры последнего царского правительства, причем никто из них и не подумал оказать сопротивление, а последний из них, Протопопов, сам сдался новым властям. Император Николай II выехал из Могилева в столицу, но в связи с опасностью для своей жизни повернул в сторону Пскова, в штаб Северного фронта. Туда, в Псков, на переговоры с царем были посланы октябрист Гучков и Шульгин, называвший себя монархистом и в то же время принимавший самое активное участие в работе Прогрессивного блока. Вечером 2 марта они встретились с императором и постарались убедить его отречься от престола в интересах страны, народа и собственно членов императорской семьи.
Император первоначально отрекся в пользу своего сына, однако затем изменил решение, объяснив это тем, что «не способен расстаться со своим сыном». Он отрекся в пользу брата Михаила Александровича, но на другой день тот, после активных совещаний с членами комитета Государственной думы, принял решение не всходить на трон, заявив об отречении.
Вечером 2 марта отрекшийся император НиколайII написал в своем дневнике: «Кругом измена и трусость, и обман!»
Самодержавие в России окончательно пало. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к тому времени социальная опора самодержавия.
Февральская революция не была столь стремительна, как ее любят расписывать. Конечно, по сравнению с Французской революцией, она была быстротечной и почти бескровной. Но просто никогда не упоминалось о том, что вплоть до конца революции, у Царя был шанс спасти самодержавие, тем же способом, что и в 1905 – выпустив некое подобие конституции.
Но этого не произошло. Что это – политический дальтонизм или отсутствие интереса ко всему происходящему? И, тем не менее, Февральская революция, приведшая к свержению самодержавия, закончилась.
Однако народы России поднимались на борьбу не только и не столько для того, чтобы сбросить с трона династию Романовых. Свержение самодержавия само по себе не снимало насущных проблем, стоявших перед страной. Февраль 1917 г. не завершал революционного процесса, а начинал его новый этап. После февральской революции рабочие получили прибавку к зарплате, но инфляция к лету съела её. Нехватка зарплаты, жилья, продуктов, предметов первой необходимости вызвали у народа разочарование в итогах февральской революции. Правительство продолжало непопулярную войну, тысячи людей гибли в окопах. Росло недоверие к Временному правительству, которое выливалось в массовые уличные выступления. С февраля до июля 1917г. Временное правительство пережило три мощных политических кризиса, грозивших его свержением.
Таким образом. Февральская буржуазно-демократическая революция не сняла с повестки дня основные вопросы, стоявшие перед страной. Для их решения нужна была новая, качественно иная, социалистическая революция. Война обострила эти противоречия, вывела их наружу. Все потоки революционного движения – общенародная борьба за мир, борьба крестьян за землю, национально-освободительная борьба угнетенных народов, борьба пролетариата за социализм – сливались воедино под знаменем социалистической революции, ибо только социалистическая революция могла разрешить назревшие противоречия, открыть народу путь к счастливой, свободной жизни. В социалистической революции было заинтересовано подавляющее большинство населения России.
Подводя итог, всего вышесказанного, можно говорить, что Февральская революция 1917 года стала первой победоносной революцией в России и превратила Россию, благодаря свержению царизма, в одну из наиболее демократичных стран. Возникшее в марте 1917г. двоевластие стало отражением того факта, что эпоха империализма и мировая война необычайно ускорили ход исторического развития страны, переход к более радикальным преобразованиям.
2.3. Октябрьская революция 1917г.(социалистическая революция)
Россия октября 1917г. – полуразрушенное государство, с правительством, проводящим сомнительную, ни к чему не приводящую, политику, и народом, который уже давно потерял доверие к руководящим органам, и пытался вершить свою судьбу самостоятельно.
В стране царила анархия, беспорядки, погромы, самосуды. В деревнях крестьяне не имели ни земли, ни скота. Догорали помещичьи усадьбы, дорезали племенной скот, доламывали инвентарь. Шло массовое закрытие промышленных заведений, выбрасывая на улицы сотни тысяч голодных, озлобленных людей.
Февральская революция показала, что простой люд может участвовать в политической жизни страны. Но как бы то ни было, революция должна состоять из двух актов: разрушение старого порядка в стране и создание нового. Революция февраля завершила первый акт, но второй так и не был осуществлен. В августе на политической арене появился генерал Корнилов, который был готов взять ситуацию в стране под свой контроль и привести ее к светлому будущему, но, несмотря на его положительные намерения, названный Временным правительством «мятеж» генерала Корнилова, был подавлен.
К этому времени мир был уверен в том, что революция закончена, но как сказал А.Ф. Керенский в середине октября 1917г: «Весь мир думает, что русская революция кончилась. Остерегайтесь ошибки. Русская революция еще только начинается».
Власть падала из рук Временного правительства, во всей стране не было силы, кроме большевиков, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу, революции.
12-14 сентября Ленин обращается в ЦК партии, настаивает на захвате власти путем вооружённого восстания, на передаче власти советам. 10 октября на заседании ЦК принято решение о вооружённом восстании.
Утром 24 октября состоялось экстренное заседание ЦК партии большевиков. Было решено привести революционные силы в боевую готовность, немедленно открыть типографию «Рабочий путь», установить контроль над почтой и телеграфом, организовать продовольственное дело, создать запасной штаб в Петропавловской крепости, информировать москвичей. Членам ЦК поручили ответственные участки восстания.
К вечеру 24 октября восставшие заняли все мосты, кроме Николаевского и Дворцового. Революционные отряды занимали важнейшие пункты города, блокировали военные училища, лишив Временное правительство главной военной силы. 25 октября в 10 часов утра появляется написанное Лениным знаменитое обращение ВРК «К гражданам России!»: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета – Военно-революционного комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, - это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат, крестьян!».
Фактически восставшие победили, т.к. к утру 25 октября столица находилась в руках большевиков. Д. Рид в своей книге «10 дней, которые потрясли мир» писал: «В среду 7 ноября (25 октября) я встал очень поздно. Когда я вышел на Невский, в Петропавловской крепости грянула полуденная пушка. День был сырой и холодный. Напротив запертых дверей Государственного банка стояло несколько солдат с винтовками с примкнутыми штыками. «Вы чьи? — спросил я. — Вы за правительство?» «Нет больше правительства! — с улыбкой ответил солдат. — Слава богу!». На самом же деле еще предстояло взять Зимний дворец и арестовать Временное правительство.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом, штабом округа и Главным штабом окружена плотным полукольцом красногвардейцев, солдат и матросов. Было решено сужать кольцо окружения, предъявить ультиматум и, если не будет капитуляции, начать штурм не позднее 9 часов вечера. Революционные войска насчитывали 15-20 тыс. человек. Им противостояли около 2, 5 тыс. защитников Зимнего дворца – юнкера, женский ударный батальон и казаки. В 7 часов вечера в Зимний дворец посылается парламентер Чудновский. Министры Временного правительства решили не сдаваться: ждали, что их выручат «верные» правительству части. Гарнизон Зимнего постепенно таял. Ушли казачьи сотни, часть юнкеров. Ленин торопил штурм, потому что вечером должен был состояться II съезд Советов. В 9 часов 40 минут прогремел выстрел с крейсера «Аврора», сигнализирующий о начале штурма Зимнего дворца. После недолгой перестрелки сдался женский батальон. Уходит школа прапорщиков Северного фронта. В Зимний уже просачиваются небольшие группы солдат, матросов и красногвардейцев. В 2 часа 10 минут Антонов-Овсеенко от имени ВРК арестовал Временное правительство. Под надежной охраной министров отправляют в Петропавловскую крепость.