Ничего этого не ведал и не мог ведать Алексей Бобринский, а потому решил, что именно императору Павлу I обязан благами, после смерти императрицы посыпавшимися на него как из рога изобилия: Алексей Григорьевич Бобринский стал 35-м по счету графом Российской империи, получил свободу передвижения, вступил в права владения своим состоянием и даже вернулся на военную службу, да еще с повышением в чине.
Правда, получил Алексей Григорьевич далеко не все, что ему причиталось. Он так и не узнал, например, о существовании голландских облигаций на сумму 180 тысяч рублей, выкупленных для него матерью буквально в последние дни ее жизни. Огромное гдовское имение (24 тысячи душ), приобретенное Екатериной для семейства Бобринских в связи с рождением у них первенца, Павел передал Алексею лишь через полгода после своего воцарения, причем урезав его аж в 60 раз. Наконец, многомиллионный капитал, переведенный Екатериной для младшего сына в Английский банк, так и остался синей птицей, которую Бобринские пытаются поймать вот уже два века.
Но ведь Павел мог вообще ничего не дать Алексею - более того, поступить с ним не лучше, чем в свое время Екатерина поступила с Иваном Антоновичем или с княжной Таракановой. Павел же не только не тронул Алексея, но, можно сказать, облагодетельствовал и, что особенно существенно, публично объявил его своим братом. Словом, Алексею было за что благодарить Государя, в честь которого он даже назвал одного из своих сыновей.
А Екатерина в памяти Бобринского и его потомков сохранила лишь то, что лежало на поверхности. Остальное она унесла с собой в могилу.
Список литературы
1. РГАДА. Ф. 15, оп. 1, ед. хр. 163.
2. Чичагов П.В. Записки адмирала // Альманах "Великороссы". Вып. II. М., 1992.
3. Там же.
4. Там же.
5. Д.Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. СПб., 1902. С. 49.
6. Бобринский Н.Н. Сын Великой Екатерины // Дворянское собрание. 1994. N 1. С. 183.
7. Там же. С. 183-184.
8. Записки Императрицы Екатерины II. М., 1989. С. 703.
9. Там же.
10. На протяжение всех лет разлуки императрица не забывала регулярно повышать Алексея в чине. Он не прослужил ни одного дня, но к 1790 г. был уже бригадиром.
11. РГАДА. Ф. 10, ед. хр. 120, л. 88.