Смекни!
smekni.com

Кризис феодальной монархии в первой половине XIX в. Государственный аппарат российской империи дореформенного периода (стр. 2 из 2)

Местные учреждения МВД: главой местной администрации по-прежнему был губернатор. Наказ губернаторам 1837 г. провозглашала их хозяевами губерний. При губернаторе существовала канцелярия, губернское правление, комитеты, комиссии и присутствия, через них он управлял территорией. Губернское правление превратилось фактически в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе. Исполнительными инстанциями местного аппарата были полицейские учреждения. Главой уездной полиции был уездный исправник, при котором находился земский суд. В 1837 г. были введены станы как более мелкая административная единица во главе со становым приставом. В городах действовала система управления, соответствующая «Уставу благочиния» 1782 г. В некоторых наиболее крупных торговых городах (Одесса, Таганрог, Феодосия) создавались градоначальства, при этом права градоначальников приравнивались к губернаторским и подчинялись они МВД или генерал-губернатору. К органам администрации и полиции на местах примыкали органы жандармерии, находившиеся в ведении Штаба корпуса жандармов. С 1827 г. страна была разделена на жандармские округа во главе с жандармским генералом, округ делился на «отделения» во главе с жандармским штаб-офицером. МВД подчинялись так же местные сословные органы (губернские дворянские собрания, предводители дворянства, шестигласные думы).

Местные учреждения Министерства юстиции: в губерниях существовали общесословные суды – палаты уголовных и гражданских дел, совестной суд и надворные суды в столицах; в уездах действовали сословные суды для дворян и крестьян, а также магистраты или ратуши для горожан, С начала XIX в. стали учреждаться коммерческие и словесные суды. Суды были по сути придатком администрации и полиции, т.к. губернатор утверждал их приговоры, а судебное следствие проводилось полицией или специальными чиновниками. В суде по-прежнему господствовал следственный процесс, основанный на теории формальных доказательств. Министерству юстиции подчинялась также прокуратура, её роль по-прежнему была незначительной. Вместо адвокатов существовали «ходатаи по делам», которые оформляли документы, вели переговоры с чиновниками суда, консультировали.

Местные учреждения Министерства финансов: в каждой губернии существовали казенная палата и уездное казначейство, а так же таможенные, горные, пробирные палатки и отделения Мануфактурного комитета и Коммерческого совета. С учреждением Министерства государственных имуществ из ведения палат было изъято управление государственными имуществами и крестьянами. Местными учреждениями Министерства государственных имуществ были палаты государственных имуществ в губерниях и окружные управления государственных имуществ (одно на несколько уездов). Местными учреждениями Министерства императорского двора и уделов были удельные экспедиции казенных палат, а с 1808 г. – удельные конторы и их отделения в губерниях.

Законы 1803-1804 гг. создали систему местных учреждений Министерства народного просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, но его власть была ограничена автономией университетов. Университеты были не только самоуправляющимися учреждениями, но являлись организационными и методическими центрами округов. Университетом управлял совет из профессоров, который выбирал ректора, деканов, инспектора, правление. Он был наделен административными, учебными, учеными и судебными правами. Гимназии, уездные и приходские училища возглавляли директора, избираемые советом университета и подчиненные ему. При Николае I в 1828 г. школы были изъяты из ведения университетов и поставлены под контроль государства через специальных инспекторов. В 1835 г. новое положение об учебных округах превратило университеты в учебные заведения, передав все обязанности по управлению учебными заведениями округа попечителю, а университетский устав 1836 г. упразднил и автономию университетов.

Местные учреждения Синода действовали в духовных округах – епархиях, совпадавших в основном с губерниями, духовных уездах – благочиниях и церковных приходах. Епархию возглавлял архиерей с консисторией, благочиние – благочинный. Архиереям подчинялись учреждения культа (монастыри, церкви) и духовные учебные заведения. Наиболее крупные монастыри и духовные академии подчинялись непосредственно Синоду.

Местные учреждения Военного министерства:Россия делилась на 12 артиллерийских, 8 инженерных, 10 провиантских и 18 комиссарских округов. В каждом из них хозяйственные департаменты Военного министерства имели свои административно-хозяйственные органы. На особом положении находились военные поселения. Территория военного поселения называлась военным округом, во главе него стоял начальник, при нем были штаб и канцелярия. К 1825 г. одна треть армии находилась в военных поселениях, но после восстания поселян в Новгородской губернии (1831 г.) была проведена реформа, и большинство военных поселян превратилось в военно-пахотных солдат. Опека над военными поселениями ослабла, но особая система управления сохранилась. Упразднены военные поселения были лишь в 1856-1859 гг.

В первой половине XIX в. монархия стремилась приспособить государственный аппарат к меняющимся социально-экономическим условиям, лавируя между реформами и военно-полицейскими методами управления. Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четкими функциями, превращения Сената в высший орган суда и надзора. Коллегиальная форма управления была заменена на министерскую, что вызвало усиление бюрократизации всего аппарата. Продолжали существовать учреждения, созданные реформами 1775-1785 гг. Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на государственном аппарате России, основные звенья которого к середине XIX в. оказались неспособными к эффективному выполнению своих функций, встал вопрос о реформе всего государственного аппарата страны.