Смекни!
smekni.com

Жертвы политических репрессий в Республике Алтай (стр. 2 из 2)

Абышев Улукбек

Бажанов Сойтнак

Бажанова Бапан

Балдинов Кукпаш

Балдинов Серкенек

Балдинов Тункенек

Банкунов Елескей

Бапынов Молдокан

Богданов Чебык

Далембаев Муктасыр

Денгенов Маленке

Денгенов Шанхай

Женышканов Таа

Инкунов Абыл

Казакпаев Эргек

Карулов Уйат

Керексибесов Макар

Малчинов Дякалай

Малчинов Аманбай

Малчинов Сан

Малчинов Сойон

Мандышканов Есине

Мандышканов Тобок

Мандышканов Ырчак

Масяленов Дербет

Мендекоев Ийнекайак

Монголов Байду

Монголов Кундиа

Монголов Тербет

Мукабелянов Ис

Мустафанов Солтон

Нуртисов Туркестан

Омоков Ак- Кучук

Садыкпаев Дарменбай

Садыкпаева Евдокия

Самдаев Лак

Самдаев Тымыт

Санданов Чурчумбай

Санзераков Джерджек

Саргадытов Эрке

Суразов Абсыл

Тадинов Аманбай

Тадыров Кочурбей

Тадырова Раиса Петровна

Тайленкунов Албый

Тайленкунов Борон

Тайленкунов Спирт

Тайленкунов Токтомул

Талкыбаев Муркут

Талкыбаев Манзыр

Танкынов Ахмет

Танкынов Расул

Таукенов Абыл-Газы

Тельбеков Таба

Тымтышев Акчал

Тымтышев Чочко

Тымтышев Тырдан

Урелов Майман

Урелов Яшбай

Уванчиков Кучик

Чинатов Кычыкбай

Чинатов Назын

Чинатов Чакчан

Чинатов Садус

Чотпонов Мереке

Чурекенов Арык

Чурекенов Сарыкадыт

Чуркенов Таныт

Чурекенов Тебет

Чурекенов Эрке

Чурчутов Кара

Шанданов Найдын

Шанданов Шаблат

Яманчинов Карадюс

Хотя нам кажется, что те времена остались в прошлом веке, но сегодня есть свидетели и жертвы тех суровых времен. В сердцах, которых остались только горькие воспоминания…

Из воспоминаний Тадыровой (Петуховой) Раисы Петровны …

Родилась в 1931 году 19 февраля в с. Кош-Агач в семье Петухова Петра Сергеевича и Петуховой Евдокии Александровны. Отец Был простым строителем, мама работала, кем приходилось, так кроме меня были ещё две сестры. Детство помню плохо, когда мне исполнилось, 5 лет, нас с родителями выслали в Казахстан, это был 1936 год. Прибыли мы на станцию Шартанды, После нас раскидали по точкам, поселили нас в 35 точку. Жить было негде, строили землянки, которые были вкопаны в земли. Зимой строили бараки. Жили очень тяжело. Все что, было, забрала камендатура, скот угнали, пятистенный дом, в котором жили две семьи отобрали.

Поселившись, отец стал работать комбайнером, мама дояркой, чтоб на что-то жить, на что-то поднимать детей. После ссылки жили тяжело, а потом началась война. В 1941 году забрали отца на войну, 44-м году получили похоронку… Маме стало трудно одной поднимать нас, тогда я бросила школу и пошла работать, чтобы жить. Пахала, боронила землю на быках. Вставали когда зарело, ложились когда солнце заходило, одеть было нечего, ходили до самой осени без обуви. Каждое утро была перекличка, люди умирали, гибли от голода, от недоедания. Что было у мамы, все продавали, чтобы выжить.

Выжили…, создали свои семьи. Вернулась я на свою родину в 58-м году. Вышла замуж воспитала детей. Чтобы возжечь лампаду памяти побывала в Казахстане, в поселке Алтайское, в лагере № 35.

Отец Садыкпаев Дарментай родился 23 апреля в 10-м году в селе Беляши Кош-Агачского района в семье простого крестьянина.

Его родители были признаны кулаками, так как имели в хозяйстве 2-х коров, лошадь, дом и в 1936-м голу были сосланы на ссылку в Казахстан. Дарментай как сын кулака с женой и двумя детьми тоже был выслан. В Казахстане при тяжелых условиях жизни умерли жена и 2-е детей. В 1945 году женился на Петуховой Евдокии и вместе со сводными детьми воспитали 8-х детей. Переехали в Кош-Агач 1954 году. Совместно прожили 53 года. При жизни имели 16 внуков, 20 правнуков. Умер 1998году, на 88-м году жизни.

По воспоминаниям Абышева Улукбека…

…Отец был простым колхозником и занимался изготовлением каркаса войлочных юрт. Занимался соколиной охотой. Большую часть трудовой жизни проработал чабаном колхоза Чаган-Узун. Стоянка отца находилась в местечке «Красная Горка». В семье было 6 детей: 2 мальчика и 4 девочки.

Мать Мандышканова Тошай помогала отцу.

В 1937 голу отца арестовали. Был летний день (толи в июне толи в июле) во время обеда. На лошади прибыл уполномоченный НКВД и отца увел. Перед уходом отец выпустил на свободу своего сокола который в течении 3-х дней кружил возле дома. Через несколько дней конфисковали все имущество и мы остались ни с чем.

После ареста мать продолжала дело отца – работала чабаном. Позже перебрались в село. Мать до самой смерти проработала в колхозе.

13 сентября 1937 года – постановлением тройки НКВД отец расстрелян в селе Кызыл-Озек. 14 ноября 1957 года постановлением Президиума алтайского краевого суда отец реабилитирован.

По словам моей бабушки, Бажановой Бопан, она родилась в 1922 году в осенние месяцы, так как свидетельства о рождении не имеет, а в архиве ЗАГСа отсутствует актовая запись о рождении. Первый паспорт был выдан в 40-х годах без свидетельства рождения. Отец Бажанов Сойтнак, 1884 года рождения, уроженца урочища Чаган-Узун, проживал в с. Мухор-Тархата. По ее воспоминаниям, когда отца репрессировали ей было примерно 6-7 лет. Он был репрессирован по статье 58-10 УК РФСР к 8 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет, арестован 18 ноября 1937года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленных мною цели и задач, я поработала с архивными документами и литературой касающиеся темы политических репрессий, провела беседы с теми людьми, которые были жертвами репрессий. Главная мотивация моей работы заключается в том, чтобы привлечь своих сверстников к знанию и уважению истории не только России но и своей малой Родины.

Исходя из своей работы сделала заключение, что по разным сведениям архивных и литературных документов число раскулаченных составило от 3, 5 до 9 миллионов человек. Часть из них было брошено в тюрьмы, а основную массу, включая женщин, стариков и детей переместили в отдаленные районы губерний или отправили под конвоем в качестве «спецпереселенцев» в трудовые лагеря Сибири и севера. В те времена эти страшные беды коснулись каждого человека не исключая даже детей и стариков.

Рецензия

Люди всегда интересовались своим прошлым, задавались вопросом о важности этих знаний. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то капризу».

Действительно, история изучает то, что уже свершилось и, следовательно, стало прошлым. Именно, данная тема актуальна, так как должна быть память безвинно погибшим в те страшные 30-е годы. Эта работа отличается тем, что по воспоминаниям жертв репрессий, она смело хотела отразить взгляд молодого поколения на те 30-е годы.

Она сумела реализовать поставленные цели и задачи изучая историю, применяя основные методы: поисковый (архивные документы и литературу), опрос (проведение бесед с жертвами репрессий) и при этом достигла ожидаемых результатов.

Руководитель школьного музея

Список литературы

А.А. Левандовский. Россия XX века, Просвещение, 2001г

А.С. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ

Документ республиканского архива (ф5, опись 1, д. №240)

С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М. 1983г

Л.И. Семеникова. Россия в мировом сообществе, Брянск. 1996г