Смекни!
smekni.com

Микроструктуры византийской военно-административной системы в X—XI вв.: фема Сервия (стр. 1 из 4)

Микроструктуры византийской военно-административной системы в X—XI вв.: фема Сервия

А. С. Мохов

Во второй половине X в. на Балканах по линии византийско-болгарской границы были созданы многочисленные «малые» фемы. Некоторые из них (Веррия, Стримон, Другубица, Иоаннополь, Эдесса) появились в правление императоров Никифора II Фоки (963—969) или Иоанна I Цимисхия (969—975) и упоминаются в «Эскуриальском тактиконе» [см.: Oikonomidès, 1972, 267—268, 355 suiv. ]. Позднее, при Василии II (976—1025), процесс создания «малых» фем продолжился. В период с 976 по 1018 г. в источниках упоминаются фемы Сервия, Ларисса, Аркадиополь, Филиппополь, Дристра и др. Известно также, что эти небольшие военно-административные единицы входили в состав дукатов Фессалоника или Адрианополь [см.: Kühn, 206—207, 209—210 ].

В письменных источниках упоминаний о «малых» фемах достаточно много (сочинения Льва Диакона, Иоанна Скилицы, Яхъи Антиохийского, Степаноса Таронаци, Кекавмена). Большинство из них относятся к периоду византийско-болгарских войн 986—1018 гг. Однако после разгрома Болгарского царства и переноса северной границы Византии на Дунай эти военно-административные единицы в исторических хрониках упоминаются крайне редко. Кроме того, значительный фактический материал по истории «малых» фем на Балканах дает сфрагистика. Издано несколько десятков печатей стратигов и гражданских чиновников этих фем, причем большинство моливдовулов были введены в научный оборот в последние годы болгарским византинистом И. Йордановым [см.: Йорданов, 1993; Jordanov].

Структура «малых» фем была достаточно простой. Административный центр фемы, как правило, располагался в мощной крепости (ϰάστρον). Это укрепление защищало стратегически важные горные перевалы, дороги, переправы через реки. Несколько малых военно-административных единиц создавали передовую линию обороны перед крупнейшими центрами империи на Балканах — Фессалоникой и Адрианополем. Военные контингенты «малых» фем состояли из гарнизона крепости (регулярные войска) и отрядов местных стратиотов, которые выполняли вспомогательные функции [см.: Oikonomidès, 1976, 142—144 ; Мохов, 29—30 ].

«Малые» фемы играли значительную роль в период борьбы Василия II с Болгарией. На начальном этапе войны, когда инициатива находилась в руках болгарского царя Самуила (976—1014), некоторые фемы были захвачены болгарами (Ларисса, Веррия, Сервия). Однако главную свою функцию они выполнили. Армиям Самуила так и не удалось захватить Фессалонику, потратив силы и время для осады хорошо укрепленных административных центров «малых» фем. После перехода Василия II в контрнаступление «малые» фемы стали опорными пунктами для византийских войск. Здесь накапливались силы, располагались запасы продовольствия и материальных ресурсов, содержались пленные. Примечательно, что по мере отвоевания византийских территорий, захваченных Самуилом в 80—90-е гг. X в., в освобожденных районах «малые» военно-административные единицы воссоздавались. Аналогичные процессы происходили и на оккупированных болгарских территориях (создание фем Преслав, Дристра, Триадица и др.).

Наиболее полно на настоящий момент из «малых» византийских фем на Балканах исследована история фемы Сервия [см.: Κνριαϰίδης, 405—407, 415—424 ; Laurent, 185—195 ; Шандровская, 2009, 209—218 ]. О ней несколько раз упоминается в сочинении Иоанна Скилицы, дважды о Сервии подробно пишет Кекавмен. По сфрагистическим данным известны двое стратигов Сервии. Однако некоторые вопросы, связанные с историей данной фемы, ее внутренней структурой и особенно временем существования, остаются дискуссионными.

Сервия (греч. τά Σέρβια, τά Σέρβλια, серб. Сръбчище ) — город в Северной Греции, в исторической области Южной Македонии. Он расположен в долине р. Альякмон (греч. Αλιάϰμονας, серб. Вистрица ). В настоящее время расстояние от города до реки — 5 км, до Веррии — 70 км на север, до Фессалоники — 110 км на северо-восток. Сервия находится в префектуре Козани (Западная Македония), через город проходит дорога из Лариссы в Козани.

Об истории основания Сервии в VII в. славянскими переселенцами (сербами) сообщается в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» [Константин Багрянородный, 140—141 ]. Однако в исследовательских работах неоднократно высказывались сомнения по поводу достоверности этого рассказа. Например, упоминание в нем фем Фессалоника и Белград (Белеград) никакими другими источниками не подтверждается; данные военно-административные округа появились не при императоре Ираклии (610—641), а значительно позднее [см.: Грот, 76—77, 83 ; Константин Багрянородный, 379, примеч. 7].

Об истории Сервии в XII—XIV вв. известно немного. С 1204 по 1216 г. она входила в состав Латинской империи. Позже город принадлежал деспотам Эпира. В 1257 г., при Феодоре II Ласкарисе (1254—1258), Сервия вошла в состав Никейской империи и до 1340 г. принадлежала Византии. В середине XIV в. за нее развернулась борьба между королем Сербии Стефаном Урошем IV Душаном (1331—1355) и императором Иоанном VI Кантакузином (1347—1354). В 1350 г. войско Кантакузина неудачно осаждало Сервию, но по условиям мирного договора с сербами крепость вернулась под контроль Византии. В 1394 г. Сервию захватили войска турецкого султана Баязита I (1389—1402) [см.: Tafrali, 91—93, 233, 274 ; Oxford Dictionary of Byzantium, 1882 ].

Турецкое название Сервии — Сефлидже ( Seflije ), до 1912 г. здесь был центр одноименного административного округа. Во время I Балканской войны (1912—1913) греческая армия принца Константина Глюксбургского разбила турок в ущелье Сарандапорон и 10 октября 1912 г. захватила Сефлидже, а 22 октября освободила Фессалонику. Греки немедленно изменили все турецкие названия на греческие, и город снова стал называться Сервией. Отметим также, что почти весь период турецкого владычества в Сефлидже находилась резиденция православного епископа, только в 1745 г. она была перенесена в расположенный на северном берегу р. Альякмон город Козани [см.: Darrouzиs, 278 ].

В декабре 1936 г. Сервия и ее сельская округа пострадали от сильнейшего наводнения. Через несколько лет, осенью 1940 г., в районе Сервии шли ожесточенные бои между англо-греческими и итальянскими войсками. Природные катастрофы и войны привели к экономическому упадку города и сокращению численности населения. После 1945 г. органы управления префектурой были из Сервии переведены в Козани, даже Византийский и этнографический музей Сервии был перенесен в этот соседний, более крупный, город.

В 50—70-е гг. XX в. в долине р. Альякмон был построен каскад гидроэлектростанций, крупнейший в Греции. В 10 км к северо-западу от Сервии, в районе деревни Айя Варвара, была возведена плотина, перекрывшая долину р. Альякмон. После масштабных гидротехнических работ в окрестностях Сервии появилось большое водохранилище, затопившее значительную часть сельской округи города [см.: Karl, Knight, 217—220 ]. Таким образом, за последние десятилетия топография местности в районе Сервии коренным образом изменилась. Именно поэтому она не соответствует описаниям данного района, которые сохранились в сочинениях византийских авторов X—XI вв.

Археологические работы в районе Сервии проводились со второй половины XIX в. Однако исследователей интересовали прежде всего древности эллинистического времени (раскопки К. А. Ромейоса в 1938—1939 гг.). Из сохранившихся до наших дней средневековых памятников следует отметить оборонительные сооружения Сервии (датируются XIII—XIV вв.; башни византийской постройки, стены сербские) и остатки большого храма, возведенного в первой четверти XI в. (с фрагментами фресок конца XII — начала XIII в.). Кроме того, в 3 км к западу от города находится сильно разрушенный пещерный монастырь [см.: Κνριαϰίδης, 455—463, 493 ].

Переходя к анализу письменных источников, отметим, что единственным византийским автором, который пишет о Сервии подробно, является Кекавмен. Он упоминает о городе дважды, и оба эпизода заслуживают пристального внимания. Первый из них — это рассказ об осаде Сервии болгарскими войсками царя Самуила под командованием Димитрия Полемарха [см.: Васильевский, 1881, 34—36 ; Советы и рассказы Кекавмена, 174—176 ], а второй — повествование о восстании болгар и влахов в Фессалии в 1066 г. [см.: Там же, соответственно: 82—102 ; 252—268 ].

Судя по описанию Кекавмена, крепость Сервия в конце X в. была неприступной. «Эта крепость расположена на высоких скалах и окружена дикими и глубокими обрывами» [Советы и рассказы Кекавмена, 260.25—26 ], «стремнины и страшнейшие обрывы были ей защитой» [Советы и рассказы Кекавмена, 174.26—27 ]. У подножия горы, на которой располагалась крепость, местность была равнинной вплоть до р. Альякмон [см.: Там же, 174.32 ; 260.29—30 ].

Крепость Сервия представляла из себя типичный для балканского региона кастрон. Особенностью этого типа укрепленных пунктов было наличие т. н. верхнего города и двух линий обороны. В Сервии первая линия стен защищала сам город (на равнине у реки), а вторая — крепость на скалах, «твердыню». Термином кастрон (τò ϰάστρον) в византийских текстах X—XII вв. обозначали прежде всего мощное упорядоченное укрепление, обычно на возвышенности, которое господствует над более открытым, расположенным в низине городом (или группой сельских поселений). В ряде случаев этот термин мог относиться и к большому, хорошо укрепленному городу (Аморий, Эфес, Диррахий, Ларисса). Гарнизон крепости состоял из регулярных пехотных отрядов, командовал им кастрафилакс (парафилакс кастра) [см.: Oikonomides, 1966, 413—417 ; Oikonomidès, 1972, 343 ].

Стратегическое значение Сервии в период борьбы Василия II с Самуилом состояло в том, что мимо города, вдоль р. Альякмон, шла важная дорога из Лариссы в Веррию. Эта дорога, упоминаемая в источниках с античного времени, называлась Stena Portas [см.: Αβραμέα, 114—116 ; Koder, Hild, 91—94 ]. В 986 г. военачальники Самуила начали действовать в Фессалии и захватили Лариссу, а потом и Веррию (990). Однако византийский гарнизон в Сервии мог в любой момент перекрыть дорогу между этими пунктами и не допустить перемещения по ней сил противника. Поэтому овладение Сервией стало для болгар первоочередной задачей. После ее захвата власти Самуила над Фессалией ничего бы не угрожало. Кроме того, создавались предпосылки для наступления на Фессалонику, так как крупных византийских сил к юго-западу от нее больше не оставалось.