Смекни!
smekni.com

Деятельность партийных и комсомольских органов и организаций в условиях оккупации (стр. 1 из 4)

Деятельность партийных и комсомольских органов и организаций в условиях оккупации

Реферат по спецкурсу «Великая Отечественная война советского народа» (в контексте Второй мировой войны)

Выполнил: студент I-го курса экономического факультета гр. 1Фк-15 Равков Артём Андреевич

Витебский государственный технологический университет

Витебск 2011

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАРТИИ ПО РАЗВИТИЮ БОРЬБЫ НА ОККУПИРОВАННОЙ НЕМЦАМИ ТЕРРИТОРИИ

Коммунистическая партия, проводя огромную разностороннюю работу по организации и осуществлению зимне-весеннего наступления Советских Вооруженных Сил, одновременно уделяла постоянное внимание руководству всенародной борьбой на временно оккупированной территории страны. Благодаря организационным и политическим мероприятиям партии и правительства произошло дальнейшее увеличение размаха партизанской войны, еще больше активизировалась деятельность подполья, усилилось массовое сопротивление народа оккупационным властям. Героической борьбой в тылу врага советские патриоты внесли достойный вклад в достижение военно-политических целей зимне-весеннего наступления.

Большой подъем политической и боевой активности советских людей за линией фронта вызвали победы, одержанные Вооруженными Силами СССР летом и осенью 1943 г. Росли ряды партизан и подпольщиков. Несмотря на то что в это время крупные партизанские силы, действовавшие на территории Смоленской, Курской, Орловской, части Калининской областей, а также в восточных районах Белоруссии и Украины, соединились с регулярными войсками, в начале 1944 г. в тылу врага продолжали сражаться более 250 тыс. партизан. Их состав ярко отражал всенародный характер борьбы против оккупантов. По данным Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), среди партизан было 30 процентов рабочих, около 41 — колхозников и свыше 29 — служащих. Почти десятую часть партизан составляли женщины. В партизанских формированиях находились представители всех национальностей СССР. Тысячи советских патриотов входили в подпольные организации и группы. Партизанам и подпольщикам помогало бороться с врагом все население оккупированных районов.

К началу года в Мурманской области и в Карелии действовали 18 отрядов общей численностью более 1, 5 тыс. человек . Они базировались на территории, занимаемой советскими войсками, и периодически выходили в тыл врага для выполнения боевых заданий. В тылу группы армий «Север» сражались 13 бригад и несколько отдельных отрядов ленинградских, часть бригад калининских партизан, а также партизанские формирования, действовавшие на территории Эстонии и Латвии. Их общая численность превышала 43 тыс. человек.

Самая крупная группировка партизан — свыше 150 тыс. бойцов — находилась в тылу немецко-фашистской группы армий «Центр», в южной части Калининской области, в Белоруссии и Литве. Ее основные силы дислоцировались в районах Опочка, Себеж, Идрица; Ушачи, Лепель, Бегомль; Кличев, Березино; юго-западнее Вильнюса и в Полесье. 15 партизанских бригад и один полк этой группировки (более 17 тыс. бойцов) под общим руководством Героя Советского Союза В. Е. Лобанка действовали в северо-западной части Витебской области на территории 3, 2 тыс. кв. км, где находилось 1220 населенных пунктов и проживало более 80 тыс. человек. Более 6 тыс. кв. км территории восточной части Минской области контролировались несколькими партизанскими бригадами под общим руководством Героя Советского Союза Р. Н. Мачульского. Белорусские партизаны удерживали также многие районы Могилевской, южной части Минской, Полесской, Пинской, Барановичской и Брестской областей.

На оккупированной части Украины, в Молдавии и в Крыму, в тылу групп армий «Юг» и «А», сражались около 50 тыс. партизан. Украинские партизаны держали под контролем значительную территорию на севере Житомирской области.

Существование в тылу врага районов, где люди продолжали жить по советским законам, имело большое политическое, военное и экономическое значение. Оно свидетельствовало о силе и жизненности Советской власти, социалистического строя, вдохновляло советских людей, находившихся во вражеском тылу, на борьбу с оккупантами. Эти районы служили базами снабжения партизанских отрядов. Отсюда партизаны отправлялись на выполнение боевых заданий.

Непосредственной опорой партизанских сил были их резервы — отряды самообороны, самоохраны и другие. На контролируемых партизанами территориях они охраняли населенные пункты, информировали о появлении карателей или вражеских войск, помогали обезвреживать шпионов, провокаторов и изменников. Резервы, являясь главным источником пополнения партизанских формирований, нередко привлекались к участию в боевых операциях.

Центральный Комитет партии, ГКО и СНК СССР, требуя от партийных и советских органов использовать мощный подъем активности народных масс в тылу оккупантов в целях содействия быстрейшему изгнанию врага из пределов Родины, проводили политические и организационные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие всенародного партизанского движения, более тесного взаимодействия его с войсками. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1 января 1944 г. о ближайших задачах Совнаркома БССР и ЦК КП(б) Белоруссии перед партийными и государственными органами республики ставилась задача: продолжать на захваченной врагом территории работу по раздуванию всенародного партизанского движения, по активизации партизанской борьбы и дезорганизации тыла противника, по усилению помощи наступающей Красной Армии, по спасению населения от истребления и угона в рабство, по сохранению населенных пунктов от сожжения немецкими захватчиками. Это постановление стало боевой программой деятельности и для ЦК компартий тех союзных республик, территории которых продолжал еще оккупировать враг, а также для Ленинградского, Калининского и Крымского обкомов ВКП(б).

Решающую роль в повышении организованности и боеспособности партизанских формирований, в развитии массового сопротивления захватчикам играли подпольные партийные и комсомольские организации. В декабре 1943 г. работали 19 областных, 21 уездный и окружной, 180 межрайонных, районных и городских, а в Литве — ряд волостных партийных комитетов. Кроме того, действовали многие сотни первичных партийных и комсомольских организаций, возглавляемых опытными руководителями, закаленными в борьбе с оккупантами и пользовавшимися доверием у коммунистов и беспартийных.

Центральный Комитет ВКП(б), ЦК компартий союзных республик и обкомы уделяли неослабное внимание укреплению подпольных партийных и комсомольских организаций, повышению их активности. Создавались новые партийные комитеты и первичные организации, росли кадры руководителей подполья, расширялся его актив, укреплялась связь с массами. В январе 1944 г. был образован подпольный окружком партии, который возглавил руководство народным восстанием в Батецком, Лужском, Плюсском, Солецком, Струго-Красненском районах Ленинградской области. В первой половине года три новых подпольных райкома партии образовались в Карело-Финской ССР, один уездный комитет — в Латвии. 6 января Бюро ЦК компартии Литвы решило создать на территории республики два подпольных обкома с предоставлением им широких полномочий. От имени ЦК им разрешалось издавать газеты, печатать листовки и обращения к населению, создавать уездные, волостные партийные комитеты и первичные организации. ЦК КП(б) Белоруссии и подпольные обкомы республики организовали в течение зимы и весны на территории ее западных областей 10 подпольных райкомов, межрайком и горком партии. Состояние партийного и комсомольского подполья постоянно находилось в поле зрения ЦК компартий Украины, Молдавии и Крымского обкома. Так, бюро Крымского обкома 29 января, 11 февраля и 3 марта обсуждало вопрос о состоянии партийных организаций в партизанских формированиях и приняло решение для их укрепления послать в тыл врага большую группу ответственных партийных работников, в том числе вторых секретарей Судакского и Сакского райкомов партии, первого секретаря Севастопольского горкома комсомола и других.

При решении задач укрепления подполья, повышения боевой активности местных комитетов и первичных организаций большое значение придавалось их численному росту. Благодаря постоянной работе по отбору в партию лучших партизан и подпольщиков, проявивших себя в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, состав партийных и комсомольских организаций расширялся. Например, в Вилейской области с ноября 1943 г. до марта 1944 г. численность коммунистов в первичных организациях возросла с 429 до 764 человек, в Барановичской с ноября по май — с 898 до 1586. В Каменец-Подольском партизанском соединении, которым командовал секретарь подпольного обкома С. А. Олексенко, с 5 декабря 1943, г. по 23 апреля 1944 г. было принято в члены ВКП(б) 46 человек и в кандидаты — 66. Партийные организации партизанских соединений Каменец-Подольской области с апреля 1943 г. по май 1944 г. выросли с 95 человек до 908. Партийная организация партизанской дивизии имени С. А. Ковпака увеличилась за полгода на 134 человека.

Боевыми помощниками коммунистов во вражеском тылу являлись комсомольцы. Только на Украине действовали 4 подпольных обкома и 16 подпольных райкомов ВЛКСМ. Комсомольцы составляли около 30 процентов всех партизан. Организации ВЛКСМ создавались в каждом отряде, они быстро пополнялись молодежью, проявившей себя в боях с оккупантами. Например, в партизанском соединении Житомирской области, которым командовал С. Ф. Маликов, с июля 1943 г. по май 1944 г. число комсомольцев увеличилось с 351 до 1106 человек. В партизанских соединениях Каменец-Подольской области в апреле 1943 г. насчитывалось 118 комсомольцев, в марте 1944 г. — 1544.

Укрепление подпольных партийных и комсомольских комитетов и первичных организаций способствовало повышению уровня партийного руководства борьбой народа в тылу врага и возрастанию боевой активности партизан и подпольщиков, усилению сопротивления местных жителей оккупационным властям, хотя обстановка, в которой приходилось действовать советским патриотам, характеризовалась расширением карательных операций против партизан и разгулом фашистского террора по отношению к мирному населению.