Смекни!
smekni.com

Титул «император» и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII века (стр. 5 из 6)

Ценой успешной дипломатической игры стало согласие русской стороны в ущерб собственным национальным представлениям с европейским взглядом на прежний царский титул как равный по рангу королевскому, а не кесарскому, при осуществлении акта 22 октября 1721 г. коронации Екатерины I в 1724 г. Тем самым обесценивалась идея византийской преемственности, не имевшая веса на Западе. На уровне исторических представлений это проявилось в снижении статуса самой Византии как страны, потерявшей государственность. Не случайно Пётр I в ответной речи при поднесении ему титула «император» заявил, что «надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не стало, как с монархиею Греческою»55. В области символов стало возможным убрать из государственного обихода византийско-русские инсигнии — св. крест, бармы и шапку Мономаха.

Вытеснение на второй план идеи «византийского наследия» (Рима 2-го) и всего, что было с ним связано, компенсировалось ориентацией на Рим 1-й, императорский. Представляется, что 1-й Рим получил особую значимость, ибо воспринимался как «единое» историческое прошлое и Западной, и Восточной Европы. Выстроить исторические связи-ассоциации этого единства позволял образ св. Константина Великого, отсюда — его актуализация в начале XVIII в.

Отказ от традиционных представлений о власти (её происхождении и т.п.) был труден, так как был связан с принижением статуса страны и её правителей в предшествующие столетия. В этом, по-видимому, причина колебаний и черт половинчатости при принятии императорского сана (не коронование Петра I имперской короной, а всего лишь поднесение титула, то есть молчаливое признание прежней царской коронации; смешение старого и нового в государственной символике — сочетание старых и новых инсигний; двойственность декларируемых постулатов — утверждение, что принятие титула «император» не есть «нововведение»; постоянные ссылки на грамоту Максимилиана I и проч., и проч.).

Ставшая актуальной в отношениях с Западной Европой идея имперского статуса России после её публичного декларирования русскому обществу в 1721 г. постепенно стала соотноситься в сознании людей не только с политическим рангом страны во внешнем мире, но и с образом новой России XVIII в., её территориальными, этническими и культурными реалиями, сложившимися к новому времени. Резкие изменения в общественной жизни России начала XVIII в., стремление осмыслить будущее страны привели к поискам новых историософских идей, терминов, концепций. В 1710-х гг. происходящее в России получило отражение в теории 4-х монархий и понятии монархии «северной», в российском варианте культурного круговорота. После принятия Петром I титула «император» в середине 1720-х гг. это историософское истолкование соединилось с представлением об имперском статусе страны.

Таким образом, в сознании русских людей начала XVIII в. возникли новые ассоциации, параллели, связи между римскими и западноевропейскими политическими обычаями, художественными образами и символами, установками сознания Московской Руси и идеями нового времени, образовавших в результате новое смысловое понятие «Россия — империя».

Список литературы

Бассевич Г.Ф. Записки графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого. М., 1866. Cтб. 85.

См.: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхголца. В 4 ч. М., 1902 — 1903. Ч. I. С. 134.

Речь, какова... его императорскому величеству... от господина канцлера графа Головкина говорена в 22 день октября 1721 году. СПб, 1721; То же // Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати, 1708 — янв. 1725. М. — Л., 1955. № 618; Там же. № 619; Реляция, что прежде и при отправлении... в день октября сего 1721 году торжества о заключении с короною швецкою вечного мира явилось // Там же. № 625; Там же. № 632; Речь, которая публично... говорена вице-президентом Св. Синода архиепископом новгородским Феодосием... // Там же. № 655; Акт поднесения государю царю Петру I титула императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества 22 октября 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т.6. СПб., 1830. № 3840; Протоколы заседаний Св. Синода, особенно и общего с Сенатом, о поднесении царю Петру Алексеевичу титула Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 6. СПб., 1868. 1542 — 1721. Прил. XLII. C. CCCCLII — CCCCLIX; [Донесение] г. Лави к кардиналу Дюбуа от 8 ноября 1721 г. // Сб. РИО. Т. 40. СПб., 1884ю С. 305 — 306; Берхгольц Ф.В. Указ. соч. С. 133 — 135.

Протоколы... C. CCCCLII — CCCCLIII.

ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840. С. 444 — 445.

Протоколы... C. CCCCLV.

Там же; ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840; Берхгольц Ф.В. Указ. соч., с. 133; Были опубликованы речи-обращения к царю и канцлера Головкина, и Феодосия Яновского, см.: Быкова Т.А., Гуревич М.М. Указ. соч. №№ 618, 619, 655.

Протоколы... C. CCCCLV; ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840.

[Указ] «О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах от 11 ноября 1721 г.» // ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6, № 3869 (Полный текст этого указа см.: РГАДА. Ф. 198: Дела кн. Меншикова. Д. 178: 1721. Копия с докладу синодского о даче императорского титула.)

Перри Дж. Состояние России при нынешнем царе // Чтения в Обществе истории и древностей российских. Кн. 2. СПб., 1871. С. 152.

См.: Левашов П.А. О первенстве и председательстве европейских государей, их послов и министров. СПб., 1792.

См.: Русский посол в Стамбуле: Пётр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII в. М., 1985. С. 46, 48, 55 и др.

Лакиер А.Б. История титолов государей России // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 54. №№ 10 — 12. СПб., 1847. С. 118 — 120.

См.: Андреев А.И. Пётр I в Англии в 1698 г. // Пётр Великий: Сборник статей. М. — Л., 1947. С. 81.

РГАДА. Ф. 198. Д. 696: Письма, донесения, мемориалы архитектора Леблона.

В 1701 г. первым имперским графом стал Ф.А.Головин, имперским князем в 1705 г. — А.Д.Меншиков. См.: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991. С. 54 — 55.

См.: Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы: К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901. С. 19.

Юль Ю. Дневник датского посланника при Петре Великом, 1709 — 1711. М., 1900. С. 158.

Там же. С. 155 — 156, 158.

[Грамота Максимилиана I к великому князю Василию III 1514 г.] СПб., 1718. С. [1 — 5]; Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. Т. 2. СПб., 1862. № 338. С. 429; Быкова Т.А., Гуревич М.М. Указ. соч. № 298.

Вебер Х.Ф. Записки о России // Русский архив. 1872. № 9. Стб. 1652.

См.: Славяне и их соседи: Имперская идея в странах центральной, восточной и юго-восточной Европы. Тезисы XIV конференции. М., 1995.

Юль Ю. Указ. соч. С. 156. В литературе встречается иное мнение. См.: Лакиер А.Б. Указ. соч. C. 117 — 118; Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Ростов-на-Дону, 1989. Кн. 2. Т. 4 — 6. C. 540 — 541.

См.: Горский А.А. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Одиссей — 1996. М., 1996. С. 205.

Копиевский И. Вокабулы или речи на словенском, немецком и латинском языках. СПб., 1718. С. 88.

Юль Ю. Указ. соч. С. 156 — 158.

См.: Белавенец П.И. Изменение Российского государственного герба в имперский период // Вестник имп. Общества ревнителей истории. Вып. 2. Пг., 1915. С. 68 — 69.

[Донесение] г. Кампредона к кардиналу Дюбуа от 21 ноября 1721 г. // Сб. РИО. Т. 40, № 97, с. 338; Феофан Прокопович. Слово на похвалу блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Великого // Панегирическая литература петровского времени. М., 1979. С. 298.

См.: Стефан Яворский. Неизданные проповеди Стефана Яворского // Христианское чтение. 1867. Май — июнь. СПб., 1867. С. 831; Феофан Прокопович. Панегирикос. 27 июня 1709 г. // Панегирическая литература... С. 182; Уитворт Ч. Россия в начале XVIII в. М. — Л., 1988. С. 58.

Протоколы... C. CCCCLII — CCCCLIII; ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840. С. 445.

ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840. С. 444.

Феофан Прокопович. Правда воли монаршей. СПб., 1722. См. также: Зайченко А.Б. Теория просвещённого абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984. С. 76 — 83.

Протоколы... C. CCCCLII; ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 6. № 3840. С. 445; РГАДА. Ф. 198. Д. 178. Л. 1об.; [Донесение] г. Кампредона... С. 338.

Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура. М., 197. С. 34 — 38. См. также: РГАДА. Ф. 156: Исторические и церемониальные дела. Д. 100: 1658 г. Описание коронации имп. Леопольда / Л. 6 об.

Феофан Прокопович. Правда воли монаршей. М., 1722.

РГАДА. Ф. 1239: Комиссия о коронации Екатерины I. Д. 34744: Краткая выписка о прежних обрядах миропомазания российских государей... Л. 8 — 14. Из дневника асессора Петра Курбатова следует, что переводы коронаций цесаря римского Иосифа 1690 г., шведской королевы Ульрики Леоноры и шведского короля Фридриха 1720 г. предоставил П.А.Толстой (Ф. 1239. Д. 34739: 1723 июня 22. Дела... комиссии... коронации... имп. Екатерины Алексеевны. Л. 4). Материалом сводной росписи коронаций послужили дела, хранящиеся в ф. 156 (Д. 104, 111, 115). В этом же фонде отложились дела о коронациях шведского короля Фридриха I (Д. 112), французского короля Людовика XV (Д. 113), цесаря Карла VI в короли Богемские (Д. 114).

РГАДА. Ф. 1239. Д. 34744. Л. 13 об. — 14.

Описание коронации ее величества императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве 7 майя 1724 году. СПб., 1724. Л. 25. Глабер Рауль — французский хроникёр XI в.