Смекни!
smekni.com

Миграции древних коми в Нижнее Приобье (стр. 2 из 5)

В связи с этим особый интерес представляет мнение археолога В. А. Оборина, считавшего, что появление коми названий к востоку от Урала может быть связано с проникновением пермского населения из Приуралья в Западную Сибирь в конце I - начале II тыс. н. э. По его мнению, на это указывает обилие вещей, типичных для прикамских и вычегодских пермян, обнаруженных на средневековых памятниках Среднего Зауралья и Нижнего Приобья 17 . Правда, остается неясным, что конкретно имелось в виду под проникновением: переселение отдельных древних пермян за Урал либо эпизодические экспедиции коми купцов и артелей охотников за пушниной.

На наш взгляд, ойконимы с формантами -кар появились на данной территории ранее XVI в., на что косвенно указывает иной вид номинации коми поселений XVI - начала XX в. в Западной Сибири и на Алтае: практически все они назывались по фамилии или по прозвищу основателей ( Гилева, Колегова, Тарабукина и пр.) или по их этнотерриториальной принадлежности ( Зырянка, Пермитина, Вилижаны, Вычегжанина). Во всех поздних коми топонимах к востоку от Урала отсутствует формант -кар. Названия с формантом -кар ("город") относятся к общепермской топообразующей модели. Средневековые (XI-XIV вв.) городища чепецкой, родановской и вымской археологической культур, принадлежавшие соответственно предкам удмуртов, коми-пермяков и коми-зырян, сохранили названия типа Иднакар, Анюшкар, Шудьякар и т. д. Неясно время появления в Нижнем Приобье названий с формантом -горт, т. к. они употреблялись коми-ижемцами и в XIX в. (д. Васька-горт на Оби).

Фольклорная традиция коми-зырян, кроме того, связывает с городищами и могильниками вымской культуры легендарную чудь. В представлениях коми чудь - языческий народ, который, сопротивляясь христианизации, погребал себя в ямах, убегал на север или "за Урал к остякам" 18 . На наш взгляд, есть основания идентифицировать чудь коми-зырянского фольклора с древними пермянами.

Во-первых, в некоторых преданиях говорится, что коми понимали язык чуди и походили на них внешне. Во-вторых, жителей некоторых коми поселений до сих пор прозывают чудью, а на средневековые могильники еще недавно ходили старые женщины поминать предков 19 . И наконец, вымские предания о крещении чуди Стефаном Пермским перекликаются с преданием печорских коми о крестители Федоре Тироне, где язычники прямо называются коми. Последнее предание представляет для нас особую ценность в связи с тем, что в нем говорится о бегстве язычников-коми за Урал, где они перемешались с остяками и забыли свой язык, потому что "...так... всегда бывает, когда один народ в окружении другого проживает, а этот другой народ более многочисленный, и свой язык у них исчезает, забывается..." 20 . Это предание находит подтверждение в Вычегодско-Вымской летописи, "Житии святого Стефана, епископа Пермского", где содержится рассказ о переселении непокорных язычников во главе с вождем Памом (Паном)-сотником с р. Выми на север и на Обь, "туда, где ныне стоят Атлымские юрты" 21 . Борьба Пама (в переводе с коми означает "жрец") со Стефаном, согласно летописи, продолжалась с 1380 г. по 1384 г. Интересно, что в 1392 г. Пам навестил родные места: "Лета 6900 пришедшу на владычной город на Усть-Вым погаными вогулича, и с ними Пан-сотник окаянной. Стояли вогуличи станом на Юруме на месте зовемый Асыкояг неделю, к городку не приступали, а погосты около тех мест разорили... сели в ладьи и утекли вверх Вычегдою-рекою" 22 . Приведенный в тексте топоним Асыкояг (Сосновый бор Асыки), вероятно, более позднего происхождения, так как вогульский князь Асыка известен как руководитель набега на пермские земли в 1465 г. Возможно, хронологическое несоответствие произошло в результате контаминации представлений о разных походах манси в Северное Приуралье, хотя не исключено, что мансийские отряды, следовавшие по Вычегде, облюбовали упомянутое место в качестве традиционной стоянки.

Факт переселения на Обь коми язычников подтверждается преданием большеатлымских хантов, записанным Н. А. Абрамовым в середине XIX в. Ханты сообщили, что их предки "...в числе нескольких семейств пришли сюда из Перми с шаманом Памом-сотником" 23 .

Таким образом, фольклорные и летописные источники свидетельствуют о переселении коми в Нижнее Приобье еще до XV в. В связи с этим можно предположить, что именно с группами древних коми связано появление в Нижнем Приобье городищ-"каров". Топонимы с формантом -кар локализуются преимущественно на участке Оби между Салехардом и Ханты-Мансийском, от пос. Войкар на севере до пос. Карымкары на юге. Кроме того, на Северной Сосьве известны ойконимы Люликар (Хюликар) и Искар. Всего выявлено 19 таких топонимов (кроме упомянутых выше - Шурышкары, Шеркалы (Шоркар), Сускар, Нарыкары, Войкар, Уркар и др. Часть из них - "мертвые" и известны благодаря письменным источникам, наиболее полным из которых является Книга Большому Чертежу. Как известно, ее данные восходят к источникам XVI в. Многие топонимы с формантом -кар соотносятся с конкретными городищами Нижней Оби позднего средневековья.

Уточнение датировки нижнеобских городищ-каров и выявление этнокультурной принадлежности их жителей стали возможными после проведения целенаправленных археологических исследований.

В конце 70-х - начале 80-х гг. авторами были произведены раскопки трех городищ в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО): Перегребное, Шеркалы 1/1 и 1/2. Результаты раскопок частично были опубликованы 24 . В последующие годы авторам пришлось ограничиться лишь поисковыми работами и сопоставлением полученных материалов с данными смежных наук. Результаты сравнительного анализа материалов, полученных при раскопках данных городищ, и реконструкция некоторых сторон жизнедеятельности их жителей позволили идентифицировать средневековые комплексы с культурой древних коми. Материалы из этих комплексов находят аналогии в вымской и родановской культурах Приуралья и датируются XII-XIII вв.

Топография данных памятников, как и большинства других нижнеобских городищ-каров, стандартна: они расположены на высоком берегу Оби, в местах впадения в нее небольших рек и ручьев. В ряде случаев в месте впадения рек образуются мысы. Естественные крутые склоны защищают городища с трех сторон. Оригинальна топография городища Карымкары: оно представляет собой высокий (до 16 м) холм-останец коренного берега, расположенный посреди небольшого сора в 400 м выше по течению от устья р. Карымкарки. Со стороны Оби городище было частично прикрыто выступом ее правого коренного берега. Городища Шеркалы 1/1-1/3 представляют собой 3 холма, вытянутых в линию вдоль Оби и разделенных широкими логами. Площадки городищ по краям укреплялись (Шеркалы 1/1).

Остатки построек выявлены на всех 3 городищах, но наиболее полная информация получена с городищ Перегребное 1 и Шеркалы1/2, где раскопки велись на достаточно больших площадях: соответственно 206 и 162 м 2. В связи с тем, что площадки городищ полностью не сохранились (строительные работы на Перегребном 1 и естественное оползание краев площадок Шеркалинских городищ), постройки исследованы частично. Все они были наземные срубные. Нижние венцы сруба обнаружены на городищах Шеркалы 1/1 и 1/2. Размеры построек в плане были не менее 4 5 (5 6) м. При этом внутреннее пространство их фиксировалось по хорошо сохранившимся остаткам досок пола и нижних венцов сруба (Шеркалы). Пол настилался на специальные жерди - лаги. Постройки располагались очень близко друг к другу. Как отмечал в своих записках И. И. Лепехин, "дворы у них так построены, что не можно свободно провевать воздуху; они окружены отовсюду стеною и покрыты кровлею" 25 . На Перегребном 1 зафиксированы остатки четырех срубных построек, три из которых стояли в линию, примыкая друг к другу вплотную. В каждой из построек находились остатки печей-каменок. Четвертое жилище было отделено от остальных двором, замощенным деревянным настилом шириной до 2, 1 м и длиной до 7, 5 м.

Рядом с печами - 3 хозяйственные ямы-погреба округлой, овальной и подпрямоугольной в плане форм (размеры: 1 1, 5-3 3м, глубина 0, 5-0, 7 м.) С внешней стороны жилища находилась, видимо, большая яма. Конструкция печей-каменок довольно сложная: они представляли собой высокую (до 45 см) песчаную платформу (подушку) подпрямоугольной формы размерами 1, 2-1, 5 2-2, 7 м. Поверхность платформ была сплошь вымощена крупной галькой, на которой лежала развалившаяся часть печи в виде крупных плоских плиток камня. Платформы, видимо, представляют собой засыпку срубных опечков, поэтому они хорошо сохранили форму.

На городище Шеркалы 1/2 выявлены остатки 4 жилищ, стоявших попарно в две линии. Между этими парами жилищ, стоявших вплотную друг к другу, находился широкий (около 6 м) двор с хозяйственной постройкой (вероятнее всего - хлевом, т. к. здесь не был зафиксирован деревянный пол, а камни от печей и другие находки встречены единично). Хлев оконтурен частоколом из небольших кольев, вплотную примыкавших к стенам двух жилищ. Подобная ситуация отмечена на верхнекамском городище Шудьякар, где, по мнению В. А. Кананина, частокол подпирал бревна невысокого сруба 26 . В северо-западной части частокол разомкнут на ширину 1, 8 м. Здесь, видимо, были небольшие воротца. Крыша хлева лежала на балках, закрепленных на мощных столбах. В отличие от городища Перегребное 1, в Шеркалах отмечены фрагменты берестяных покрытий кровли. Конструкция и размеры печей-каменок здесь были идентичны перегребненским. Яма-кладовка встречена лишь в северной части раскопа.

Подобные раскопки жилища в Нижнем Приобье до сих пор не встречались. Почти идентичные остатки жилищ известны на поселениях родановской, вымской и чепецкой археологических культур в Верхнем Прикамье и Северном Приуралье. Причем сходство в деталях конструкции и размерах печей-каменок и ям-кладовых поразительное. Наиболее распространенным типом жилищ этих культур были наземные срубные постройки площадью 30-40 м 2. Деревянный пол встречен на памятниках чепецкой и вымской культур, а также в древнерусских жилищах новгородско-псковских земель XI-XIII вв., где также широко были распространены печки-каменки. По своему устройству эти жилища напоминают традиционные коми-зырянские охотничьи избушки "вoр керка" 27 , имевшие несколько меньшие размеры. В них не использовались гвозди, сруб ставился прямо на землю, крыша была односкатная либо двускатная с небольшим уклоном. Пол и потолок в таких избушках делались из плах. Крыша покрывалась слоем бересты. Внутри находилась черная печь ("сьoд пач"), устроенная в виде невысокого (2-3 венца) сруба, засыпанного землей, а сверху сооружалась каменка со стенами и сводом из плоских крупных камней. Размеры таких печей в плане не превышали 1, 4 1, 4 м.