Смекни!
smekni.com

Миграции древних коми в Нижнее Приобье (стр. 3 из 5)

Городище Перегребное 1 функционировало, вероятно, в течение нескольких лет (мощность слоя 10-12 см). Затем внезапно оно было покинуто обитателями, на что указывают обнаруженные в жилищах спрятанные у печей-каменок подвески, серебряные перстни, большое количество железных наконечников стрел и ножей. Вскоре после того как городище прекратило существование, на нем было сделано несколько захоронений. В северо-восточной части раскопа, рядом со стенками одного из жилищ вскрыты 3 могильные ямы овальной и подпрямоугольной форм глубиной 15-20 см (2-2, 4 0, 9-1, 4 м). Погребения совершены по обряду трупосожжения с полной кремацией на стороне: в засыпи ям обнаружены мелкие кальцинированные кости, человеческий зуб, угольки, несколько бусин, аналогичных другим, найденным в жилищах. Вероятно, с поминальными тризнами связана и часть остеологического материала. Аналогичные погребения известны по материалам раскопок вымских и, в меньшей степени, северных родановских могильников 28 . Для вымских могильников подобный обряд является преобладающим.

Более долговременным было городище Шеркалы 1/2. Отсутствие следов перестройки и довольно мощный верхний культурный слой (до 60 см), обильно насыщенный вещевым материалом, дают возможность предположить, что оно существовало несколько десятков лет. Поселение погибло от пожара: об этом свидетельствуют обугленные доски пола и рухнувшая кровля. Почти сразу после гибели городища оно стало почитаться как культовое место: на слое пожарища в восточной части раскопа зафиксировано большое скопление черепов и костей скелетов жертвенных животных (медведь, лось, северный олень, лошадь). Возможно, именно здесь была "кумирня", посвященная Орт-ики (Мир-ванты-ху), о которой писал в начале XVIII в. Г. Новицкий - участник миссионерского похода на язычников, возглавлявшегося Филофеем Лещинским 29 . Во всяком случае, в конце XIX в. городище еще почиталось хантами как одно из главных священных мест Нижнего Приобья 30 .

Важную роль для определения этнической принадлежности жителей данных городищ, помимо домостроительных традиций и погребальной обрядности, играет вещевой материал, в первую очередь - керамические комплексы. Всего на городищах Шеркалы 1/1, 1/2 и Перегребное 1 найдено около 100 керамических сосудов. Из них 11 - на городище Перегребное 1 и 83 - на городище Шеркалы 1/2. Общие черты, характерные для керамики этих городищ: темно-серый и черный цвет поверхности, уплощенное и плоское дно, резко отогнутый венчик, орнаментация крупной короткой гребенкой, "елочные" узоры. В то же время орнамент шеркалинской керамики более нарядный и разнообразный, на ней часто встречаются оттиски розеточных штампов, налепные валики и "пуговки" (рис. 1.3). В глиняном тесте шеркалинской посуды, кроме примеси песка, шамота и дресвы, характерных для перегребненской керамики, встречена толченая раковина (3 горшка). Аналогичная посуда типична для вымских и северных родановских памятников XII-XIV вв. 31

На городище Шеркалы 1/2, кроме того, найдены 4 ручки от небольших сосудов с рельефными выступами вверху, украшенные гребенчатым елочным узором (рис. 2.6), а также развал большого горшка оригинальной формы - на венчике имеются два выступающих вверх ушка с отверстиями, а горловина опоясана глубокой канавкой (рис. 1.11). Аналогичная посуда характерна для культуры волжских булгар домонгольского периода (X-начало XIII в.) 32 . Горшок с ушками отличается от остальной посуды качественным обжигом и ярким красноватым цветом. Не исключено, что он является привозным. Булгарская импортная керамика красного цвета подобных форм и ручки с елочным орнаментом довольно часто встречаются на родановских памятниках, реже - на вымских 33 . В западной Сибири ручки с елочным гребенчатым орнаментом найдены в низовьях Иртыша на городище Рачево 1 (металлургическая площадка), датированном XII в.

Четыре керамических светильника-жировика с толстым слоем нагара и носиками для слива (рис. 1.6 и рис. 3.2), найденные на городище Шеркалы 1/2, имеют аналогии лишь в булгарских древностях 34 . Фрагмент такого светильника найден на родановском городище 35 .

На городищах найдено 157 стеклянных бусин, одна янтарная призматическая и одна сердоликовая 23-гранная. Бусы находят аналогии на древнерусских и булгарских памятниках XI-XIII вв., а также в материалах вымской и родановской культур. К этому же времени относятся и бронзовые шумящие подвески специфических вымско-родановских форм: подвеска-птичка, биякорьковые подвески, грушевидные бубенчики (рис. 2.7).

Уникальной находкой является оригинальный бронзовый пояс (сохранилось 11 звеньев), украшенный рельефными валиками и косицеобразным узором (рис. 2.3). Единственный похожий пояс найден на вымском могильнике XI-XII вв. Шойнаты II 36 .

Несомненную ценность для определения этнической принадлежности городищ представляют костяные (бивень мамонта и рог) изделия, украшенные разными узорами. Две ложечки с городища Перегребное 1 сохранились почти полностью 37 , в Шеркалах же найден фрагмент нижней части ручки с краем лопасти. По форме и орнаменту эти изделия аналогичны родановским, имевшим, по мнению исследователей, культовое назначение 38 . Наибольший интерес вызывает шеркалинский экземпляр с оригинальным симметрично-петлеобразным узором на нижней широкой части черенка, дополненным глубокими циркульными кружочками (рис. 2.1). В месте перехода к лопасти с помощью рельефной резьбы и гравированных углублений очень выразительно передана стилизация морды медведя (вид сверху): циркульными углублениями изображены глаза, ноздри, уши. Уши и ноздри выделены на узких боковых гранях, морда сужена впереди. Аналогичные по стилю и технике стилизованные морды медведя (?) известны на родановских ложечках 39 . Еще один фрагмент ручки (ложечки?) из бивня мамонта, найденный на городище Шеркалы 1/2, имеет оригинальную форму: сохранившийся верхний торец имеет форму стилизованной двуглавой птицы (?), узкие боковые грани черенка имеют рельефно-волнистую форму - по 7 выступов (рис. 2.4). Лицевая сторона изделия украшена гравированными дугами из двойных линий, заполненными точечным продольным пунктиром. Аналогии изделию неизвестны, но сходные узоры встречаются на верхнекамских копоушках и гребнях VII-XII вв. н. э. 40

Интересен плетеный орнамент на костяном игольнике с городища Перегребное 1, сочетающийся со сверлеными циркульными узорами. Плетенка не характерна для финно-угорской средневековой орнаментики. Ближайшие аналогии известны по изделиям Северно-Западной Руси и Волжской Булгарии 41 .

Имеем мы дело с подражанием орнаментам импортных украшений или среди жителей вымского городища был иноземец-косторез - неясно. Подражание не исключено, т. к. среди перегребненских импортных украшений есть два серебряных щитковых перстня и фрагмент серебряного очелья, украшенные чернеными плетеными узорами. Место изготовления серебряных изделий с подобным орнаментом, по мнению В. Ф. Генинга и Э. А. Савельевой, - Новгород или Рязань. Н. В. Федорова считает их продукцией булгарских ювелиров XIII-XIV вв. 42

На городище Перегребное 1 был найден "клад", в составе которого находились бракованная бронзовая подвеска-глухарь, 10 сверленых резцов лося, 62 астрагала 43 и 2 таранные кости бобра. Несколько астрагалов имеются и в шеркалинской коллекции. Сверленые астрагалы бобра - частая находка на средневековых памятниках Верхнего Прикамья. Считается, что астрагалы были распространены в финно-угорской среде, но на Восточном Урале и в Северо-Западной Сибири они до сих пор не известны. Исследователи полагают, что сверленые астрагалы бобра были амулетами 44 . Возможна и иная трактовка подобных находок. Мы исходим из того, что скопление амулетов в таком количестве маловероятно, тем более в комплекте с разбитой бракованной бронзовой подвеской, которая была ценна лишь как сырье для нового изделия. Нахождение вещей профанного уровня в одной упаковке (мешочек или берестяная коробочка?) с культовыми предметами для "правоверного" язычника должно быть неприемлемо. В то же время ценность изделий для их владельца несомненна. Использование их как игрушек, пожалуй, исключается, т. к. на европейских могильниках они фиксируются в погребениях взрослых. В качестве костей для азартных игр они, судя по форме и отсутствию на них каких-либо знаков, не подходят. Отверстия, просверленные в маленьких боковых выступах, могли служить только для подвешивания или нанизывания астрагалов на шнур (узкий кожаный ремешок?).

На наш взгляд, эти астрагалы могли служить в качестве товаро-денег. Ранние формы денег в виде раковин-каури, денег-украшений, меховых денег были широко распространены у многих народов в домонетный период, в том числе и в Древней Руси XII-XIV вв. Они использовались в повседневной жизни в качестве всеобщего эквивалента. У первых денег-монет обязательно были отверстия для нанизывания на веревку, т. к. расплачивались связками 45 . В древнерусской домонетной системе торговли наряду с шиферными пряслицами, некоторыми видами женских украшений и кунами (шкурки куницы) существовали и ногаты - лапки пушных зверей 46 . Причем в форме товаро-денег шкурки и лапки зверьков выступали как символы определенной меры ценностей. Возможно, астрагалы бобра и были "ногатами финноязычного населения лесной зоны Восточной Европы. В качестве таковых они вполне могли функционировать и в Нижнем Приобье. Эта версия подкрепляется точной бронзовой копией астрагала бобра, найденной в одном из погребений могильника Сайгатинского III, датирующегося началом II тыс. н. э.