Смекни!
smekni.com

Миграции древних коми в Нижнее Приобье (стр. 4 из 5)

Еще одна находка, свидетельствующая о том, что городища населяли древние коми, - пяточная часть косоплетеного берестяного лаптя (Шеркалы 1/2). Подобные лапти были в обиходе коми-зырян вплоть до XX в. На городище Шеркалы 1/2 найдены 2 обрезка хорошо выделанной кожи крупного животного, это косвенно указывает на бытование кожаной обуви у жителей поселения.

Остеологический материал, полученный при раскопках городищ и определенный сотрудником ИЭ УрО РАН П. А. Косинцевым, свидетельствует о хозяйственной специализации их населения: охота на лося, северного оленя, медведя, зайца; добыча пушнины (бобр, куница, соболь, горностай росомаха и т. д.); скотоводство (лошади, крупный и мелкий рогатый скот). На Шеркалинских городищах найдены два экземпляра пружинных ножниц для стрижки овец, аналогичных вымским XII-XIV вв. 47 Рыболовство "документируется" обилием рыбьих костей и крупными железными крючками от снасти типа самолова.

Жителям городищ было известно транспортное оленеводство: в Перегребном и Шеркалах найдены костяные детали оленьей упряжи. Возможно, они использовали и собачьи упряжки: на городищах встречены костяные вертлюжки, которые могли быть и деталями токарного или ткацкого станка. Тем более что на городище Шеркалы 1/2 найдено коромыслице от ткацкого станка, аналогичное которому известно в Верхнем Прикамье (Роданово городище) 48 . Кроме того, на трех костяных изделиях с Перегребного 1 отмечена токарная обработка.

Одними из основных занятий на городищах были выплавка железа (находки криц, железных шлаков), кузнечное производство и литье бронзовых украшений. Всего на этих памятниках обнаружено около 100 ножей, 58 наконечников стрел, 23 тигля, 23 льячки (рис. 2.2), 63 украшения из меди и бронзы, а также две медные чашечки-разновесы и пинцет. Это позволяет считать данные памятники торгово-ремесленными центрами древних коми. Интересно, что на одной из литейных формочек имеется небольшой резной значок в виде прямоугольника с 2 короткими отростками на противолежащих углах (рис. 2.12). Этот знак почти идентичен одному из вариантов нимпаса (фамильного знака), известного в этнографии коми-зырян 49 .

Кроме перегребненского и шеркалинского городищ, керамика вымско-родановского происхождения встречена на двух памятниках Сургутского Приобья - на городище Ермаково XI (1 горшок) и в одном из погребений Сайгатинского IV (два миниатюрных сосуда) - рис. 1.10, 12, что может свидетельствовать о брачных или торговых связях древних коми с аборигенным населением. Косвенным подтверждением последнему может служить находка бронзовой чаши от весов в могильнике Сайгатинский IV.

Вероятно наличие культурного слоя древних коми и на других городищах-карах в Нижнем Приобье. В частности, материалы с городища Вож-пай, собранные ссыльнопереселенцем Р. Д. Редриковым в 1925 г. и опубликованные В. Н. Чернецовым, содержат фрагменты "неорнаментированных, явно неместного происхождения сосудов с крутым отогнутым наружу венчиком" 50 . Описание этой керамики очень подходит перегребненскому вымскому комплексу, где есть и неорнаментированная керамика, а резко отогнутый венчик - специфическая деталь основной массы вымских и родановских сосудов. Здесь же был найден и тонкостенный тигель "болгарского типа", аналогичный вымско-родановским тиглям.

Следует отметить, что местные ханты городище называют Лангевож, что, несомненно, является калькой коми названия Уркар: то и другое означает "Беличий город" (у древних пермян слово "ур" означало еще и "деньги"). Где-то в этом районе Оби и находился Уркар, упоминавшийся в Книге Большому Чертежу 51 и известный как торговый центр в XVI-XVII вв.

Возможно, вымские материалы будут обнаружены и в бассейне Северной Сосьвы, по которой проходил один из основных путей с Вычегды и Печоры на Обь. Этот путь был открыт предками коми, вероятно, не позднее начала II тыс. н. э., т. к. именно вычегодские пермяне были проводниками новгородских отрядов за Урал уже в XII в. По нему же, видимо, продвигались и древние коми, следы которых обнаружены на Оби. Было бы странным, если бы переселенцы не оседали по пути на Обь на берегах Ляпина и Северной Сосьвы, как это они сделали в XIX в. Кроме того, здесь же с незапамятных времен проходили за Урал в поисках пушного зверя охотничьи артели. И в XIX в. коми охотничьи артели ходили на Северную Сосьву по тропам под названием Низ пас (соболиная метка) и Васька пас 52 .

Одним из городищ, где могут быть встречены материалы древних коми, является городище Мань-Няслан-Тур близ поселка Саранпауль (р. Ляпин, приток Северной Сосьвы). Здесь В. Н. Чернецовым было раскопано жилище XI-XII в., в котором, как и на Вож-пае, были найдены мелкие фрагменты неорнаментированных керамических сосудов неместного происхождения, т. е. не похожие на керамику нижнеобской культуры. В. Н. Чернецов не очень уверенно предположил, что один из горшков - русский, т. к. тот имел плоское дно. Кроме упомянутой керамики, в жилище были найдены "ключ болгарского типа с крестообразной прорезью", какие "широко распространены в Прикамье", обломки ножей, тигель и деталь оленьей упряжки 53 - набор, удивительно напоминающий материалы Перегребного и Шеркалов. Отсутствие местной керамики при наличии посуды, похожей по описанию на вымскую, дает основание предположить принадлежность материалов с Мань-Няслан-Тура древним коми, что, конечно, требует дополнительных полевых исследований. Масштабы ранних переселенческих потоков (до конца XVI в.), роль коми переселенцев в жизни Северо-Западной Сибири и ряд других вопросов могут проясниться в результате дальнейших исследований городищ-каров Северного Приобья.

Интересно, что в фольклоре обских угров, кроме большеатлымского предания, сохранились представления о коми переселенцах как одном из компонентов обширного обско-угорского массива. Собиратель фольклора северных манси П. И. Шишкин считал, что манси и ханты произошли от Мось-нэ, Пор- нэ и Мис-махум. Последнее название он перевел как "коровьи люди." Мис-махум пришли на Обь с Печоры и Северной Двины. "Это были русые и рыжие, черноволосые люди с бородами, серыми, карими и черными глазами", занимавшиеся скотоводством и земледелием, а на севере - оленеводством. Они походили на Мось-нэ, но отличались от них языком. Мис-махум занимались торговлей: ходили торговать на Нижнюю Волгу, где были "царские города", и привозили на Обь шелк, шлемы, щиты и стрелы 54 .

В этом предании можно легко узнать обитателей городищ-каров, для материальной культуры которых характерно скотоводство и оленеводство. Находки на городищах булгарских серебряных украшений, керамики специфического булгарского облика и железных замков булгарских типов подтверждают торговые связи древних коми с Волжской Булгарией. По мнению М. В. Талицкого, посредническая роль древних коми в торговле с Югрой документируется сведениями из арабских источников, восходящих к X в. М. В. Талицкий достаточно убедительно доказывает, что народ ису (вису) арабских рукописей, привозивший от Юры (Югры) ценную пушнину, - это предки коми-пермяков 55 .

В настоящие время нет оснований считать, что реальные коми сохранились в Нижнем Приобье как этнос до конца XVI в. Правда, русские источники начала XVII в. упоминают о каких-то "зырянских городах", обнаруженных в нижнеобской тайге служилыми людьми 56 , но это была скорее всего новая волна коми переселенцев или охотничьи зимовья. Отсутствие в Северо-Западной Сибири археологических памятников XIV-XVI вв., которые могли бы связываться с культурой коми, предания хантов и манси, приведенные выше, свидетельствуют о том, что мигранты, попавшие, на Обь в XII-XIII вв., вскоре были ассимилированы преобладающим местным населением.

На наш взгляд, ассимиляции древних коми предшествовала ликвидация этнодифференцирующих барьеров между ними и аборигенным населением. Постепенное стирание этнокультурных различий происходило в условиях чересполосного или совместного проживания мигрантов и местного населения, а близость языческих религий способствовала их общению в духовной сфере, позволяла вступать в брачные связи. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить женитьбу легендарного вождя древних коми Кудым-оша на дочери югорского князя Асыки 57 или летописные сведения о совместном походе непокорного язычника Пама-сотника с "вогуличами" на Усть-Вымский городок.

Полная ассимиляция небольших этнических групп в иноэтническом окружении, включая смену языка, обычаев и самосознания, - достаточно частое явление в среде аборигенов Северо-Западной Сибири. Известны случаи, когда в течение трех поколений менялась этническая принадлежность таких групп 58 .

Список литературы

1 Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М., 1988. С. 177.

2 Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Родники пармы. Сыктывкар, 1989. С. 25.

3 Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Родники пармы. Сыктывкар, 1989. С. 30.