Как бы то ни было, исход боевых действий вновь оказался предопределен просчетами противника в вопросах боевого обеспечения. Находясь на вражеской территории, хотя и на самом ее краю, ханы, по-видимому, не организовали поиск за Сулой в направлении Переяславля и не выявили там сосредоточение русских войск. Они даже не выделили отряд для прикрытия переяславской дороги, ограничившись непосредственным охранением своего расположения. В то же время замысел боя, каким он нам представляется, свидетельствует о том, что русские военачальники полностью владели обстановкой, а это было бы невозможно без искусной и результативной разведки. К сожалению, летописец не обращал внимания на такие подробности, хотя они могли быть исключены и при позднейшей переписке.
После поражения нанесенного сразу двум половецким группировкам сложились условия для перенесения боевых действий на территорию противника, но сначала русские князья постарались внести раскол в его ряды. Зимой следующего года Владимир Мономах и Олег Святославич отправились в ханские ставки "къ Аепе и (ко) другому Аепе, и створиша миръ… "[5] закрепив его женитьбой своих сыновей Юрия и Святослава на половчанках.
Прошел спокойно еще один год и 2 декабря 1109 г. воевода Дмитр Иворович, посланный Мономахом, захватил половецкие вежи "у Дона". Ипатьевская летопись дополняет, что захвачена была целая "1000 вежь"[6]. Здесь мы впервые в летописи встречаем упоминание р. Дон. Давно, со времен Святослава Игоревича не бывали здесь русские.
Налицо начало нового этапа войны – переход к качественно новой и тактике, и стратегии. Перед нами пример глубокого, несомненно, исключительно конного, рейда, совершенного не ради добычи, а, главным образом, в виде опыта, ради проверки расчетов передвижения конной колонны на дальнее расстояние; проверки реакции противника, его способности к ответным действиям. То, что позднее получило название разведки боем. О реакции половцев сведений нет.
Одновременно возникает вопрос. Действительно ли к Дону ходил Дмитр Иворович, или же к Донцу? Донец, конечно же, ближе, да и численность летучего отряда, посланного в набег переяславским князем, не могла превышать 2-3 тысячи сабель. Поэтому, учитывая мнение Б.А.Рыбакова, считавшего, что летописцы под Доном подразумевали Донец, оставим пока вопрос открытым.
Под 1110 годом встречаем сообщение о выдвижении войск Святополка Владимира и Давыда к Воиню – крепости у впадения Сулы в Днепр. Туда же, судя по дополнению Ипатьевской летописи, подходили и половцы. Противники разошлись без боя. В.Н.Татищев добавляет, что только до Воиня смогли дойти из-за стужи и падежа коней, так как было это ранней весной [7].
Быстрота реакции и поспешность выступления свидетельствуют о незначительности привлекавшихся сил. То, что об осаде не упоминается, говорит о том, что противник был обнаружен еще на подходе, и оповещение осуществлялось при помощи сигнализации (дымовой?). В свою очередь отход половцев без боя – это показатель того, что и они своевременно были предупреждены своей разведкой о подходе русских. Позднее степняки все же сумели переправиться через Сулу и прорваться к Переяславлю, где разорили много сел. Взяли они полон и возле городка Чучина. В таких условиях было очевидно, что только новый крупномасштабный поход с решительными целями мог переломить ситуацию, заставив хищных соседей держаться подальше от границы. Необходимо было заставить кочевников принять бой в невыгодных для них условиях и нанести им максимальные потери. Но как этого добиться?
Источники ничего не сообщают о мероприятиях, предшествовавших походу 1111 года, – второму большому походу вглубь половецкой территории. Известно лишь, что душой похода и его организатором вновь выступил Владимир Всеволодович, и что переговоры со Святополком Изяславичем проходили на этот раз зимой, в том же Долобске. Нам остается только реконструировать замысел его организаторов, исходя из описания самого похода, носившего демонстративно карательный характер. Лаврентьевская и Радзивилловская летописи, называя поименно участников, дают идентичное, притом предельно краткое, буквально схематичное описание этого предприятия. Поэтому обратимся к Ипатьевской летописи[8].
Стремясь выйти как можно раньше, Святополк Изяславич Киевский с сыном Ярославом, Владимир Всеволодович Переяславский с сыновьями Мстиславом, Ярополком и Святославом, которые, кроме своих дружин, вполне могли вести отряды из Новгорода и ростово-суздальского Залесья, Давыд Святославич Черниговский с сыном Ростиславом и Давыд Игоревич Волынский выступили еще по снегу, в самом конце зимы. Войска двинулись во второе воскресенье Великого поста – 26 февраля и, миновав Переяславль, в пятницу подошли к Суле. За следующий день совершили переход до Хорола. Здесь распутица заставила бросить сани, на которых, как до сих пор считали, ехала пехота, и в воскресенье крестопоклонной недели прибыли к р. Псел. Совершив следующий переход на р. Голтву, сделали дневку, проведя вторник в ожидании отставших (пехоты?) и в среду прибыли на р. Ворсклу, за которой начинались половецкие владения.
Здесь, на краю русской земли, по-видимому, был совершен молебен. Богослужение, помимо главной своей цели, – обращения к Создателю с просьбой о даровании победы, должно было укрепить дух участников небывалого похода. Скупыми красками со слов участников рисует автор повести психологическое состояние воинов: "…хрестъ целоваша и възложиша всю надежю на хресть со многими слезами"[9]. Это, безусловно, не первое в нашей истории богослужение с участием войск, но первое в боевой обстановке, о котором специально упоминает источник.
Отсюда, "преидоша многие реки", войско, на шестой неделе поста, во вторник, 21 марта, то есть на двенадцатый день по переходе Ворсклы, достигло "Донови". Здесь войска облачились в доспехи и построясь в боевой порядок ("полки изрядиша"), двинулись к Шаруканю – городу-зимовью, зимней ставке главы Нижнедонской половецкой группировки. Это сообщение интересно еще и тем, что, оказывается, войска, идя походным порядком в глубине вражеской территории, даже не надевали на себя доспехи, которые, как известно, летом возили на возах. В данном случае, поскольку сани были брошены, остается предположить, что их перевозили во вьюках.
То, что войска пересекали половецкую степь налегке, по нашему мнению свидетельствует не о беспечности военачальников, а, главным образом, о том, что, по крайней мере в пределах прямой видимости, движение колонны было со всех сторон прикрыто походными заставами, которые могли, в случае обнаружения серьезной угрозы, своевременно сообщить об этом главным силам.
Не доходя до городища Владимир Мономах (так как события описывает близкий ему летописец), "пристави" полки (в части списков вместо "полки" – "попы") и приказал петь тропари и кондаки Честному Кресту и канон Пресвятой Богородицы. Совершенно очевидно, что такое богослужение, как и в первом случае, могло быть проведено только с участием духовных лиц. Таким образом, в этом походе, который Б.А.Рыбаков даже называет "крестовым" мы, впервые в отечественной военной истории, видим присутствие духовенства, сопровождающего войска в дальнем походе. Это, безусловно, придавало ему особую значимость в глазах участников и всех современников, выделяя его как общенародное дело, придавая ему идеологическое обоснование. Это был новый аргумент в борьбе христианского народа не просто с иноплеменными грабителями, но язычниками ("погаными") – новый, еще не использовавшийся, по крайней мере осознанно, источник укрепления морального духа воинов, чья твердость подвергалась тяжелому испытанию за сотни верст от родной земли.
Когда, к вечеру войско подошло к Шаруканю, из города вышла делегация с изъявлением покорности. Исходя из того, что князьям были поднесены рыба и вино, некоторые авторы делают заключение, что оседлую часть населения города составляли христиане, скорее всего – аланы. В самом деле, самого Шарукана и прочих половцев здесь уже не могло быть. При приближении русского войска они должны были покинуть ставку и уйти в степь.
Об укреплениях Шаруканя ничего не говорится, но то, что войско не заняло его с вечера, остановившись на ночлег вне города, как будто свидетельствует в пользу существования какой-то, возможно примитивной ограды. О разграблении города или взятии какой-либо контрибуции не сообщается, но, наверняка, рабы-христиане, если они оставались в городе, были освобождены.
Меньше повезло соседней ставке-зимовью – Сугрову. Подойдя к нему на следующий день "въ среду", русские предали его огню, возможно, за попытку сопротивления. Характерно, что о добыче нет упоминаний и здесь. Похоже, что брать ее просто избегали, стараясь не обременять себя перед неминуемыми битвами. На следующий день, в четверг 23 марта, войско выступило в обратный путь ("поидоша с Дона").
Отойдя на один – полтора перехода в обратном направлении русские, наконец, встретили противника. "А в пятницю, завтра (заутра?) Месяца марта в 24 день, собрашася Половцы. Изрядиша Половци полки своя и поидоша к боеви… И бывшю же соступу и брани крепце. И тако побежени бывше иноплеменници, и падоша мнози врази наши супостати предъ Рускыми князи и вои на потоце Дегея"[10]. В.Н.Татищев, пользовавшийся недошедшими до нас источниками, приводит следующую диспозицию: в центре – Святополк, на правом фланге – Владимир с сыновьями, Давыд и прочие – на левом. Битва носила упорный характер и длилась до темноты. Русские, одолев, мало брали в плен[11].