Согласно христианской традиции при крещении ребёнок от священника получал крестильное имя, выбор которого осуществлялся по святцам. Святцы - это месяцеслов, т.е. список святых по числам года[1].
Новый член христианской общины, таким образом, переходил под защиту и покровительство своего святого. Для христианства, как и для большинства, религий, характерно отождествление имени и души. У славян дети до крещения, т.е. до получения имени, нередко трактовались как животные или демонические существа, а умершие без имени, по общеславянским верованиям, превращаются в демонов, их души блуждают по свету, плачут и просят «дать им имя»[13]. Некрещеный ребёнок считался принадлежащий «тому свету», из которого он пришёл в мир живых, это определяло особое обращение с ним. Например, некрещеного ребёнка нельзя было целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним, восточные славяне считали, что в доме, где есть некрещеные дети, должен гореть свет, чтобы демоны не подменили ребёнка и не подложили своего детёныша - безобразного и крикливого, так называемого подменыша[13]. Ребёнок мог отождествляться с иноверцем, у русских он назывался иродом, у болгар - еврейчиком, поганым, у сербов - турком, цыганенком[13].
Во времена язычества имя было олицетворённым, служило оберегом. Но такое же отношение сложилось и в христианстве. Богослов П.А. Флоренский: «Имя тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность. Поэзия, письменность и устная речь держаться на именах. Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещённому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика, и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение [3, С. 43]».
На протяжении нескольких десятилетий после принятия христианства в династии киевских князей сохраняется традиция наименования новорожденных в зависимости от имён предков. Последовательность имянаречения, с которой для этой цели используются имена предков по мужской и женской линии, несомненно, имеет определённую систему, но выявить причины называния тем или иным именем удается далеко не всегда[8]. Ясно, что имена предков по мужской линии получали первый, третий, пятый и т.д. сыновья, а по женской второй, четвёртый. Именник древнерусского княжеского рода может говорить нам о том, что наиболее употребительными были имена основателей киевской династии - Игорь, Святослав, Владимир [8]. Отсутствие наименования Рюрик в первых поколениях династии, затем всего дважды употребление в дальнейшем, подтверждает мнение учёных - антинорманистов, которые утверждают, что Рюрик не был отцом Игоря[8].
Можно утверждать, что древнерусская княжеская традиция после принятия христианства является следствием языческого мировоззрения, в основе которого лежал принцип связывания живых и мёртвых представителей рода, так как славяне верили в переселение души умерших предков в их потомков. Но, по мнению некоторых историков, имя предка - это всегда определение династической судьбы потомка, совпадение имени молодого правителя с именем его умершего родича, уже княжившего на этой земле, означало легитимность его права на власть, быть живым подобием деда или прадеда означало быть законным приемником, наследником его княжеских полномочий [10]. Поэтому эта проблема является предметом спора между специалистами в области ономастики. Лишь к концу XVII - началу XVIII вв. можно отметить полное торжество христианской системы имянаречения.
Душа народа воплощена в его языке, в его именах. Имя составляющая часть самосознания, духовной жизни. Какие бы изменения не происходили в истории народа на определённом этапе развития, прежде всего, изменялось самосознание народа либо определённой группы, происходил духовный перелом — имя отражало и отражает все эти изменения. Имя по своей сути консервативно. Личное имя отражает ту эпоху, в которой оно зародилось, а точнее те процессы, происходившие в данный период. Одни имена сходят с исторической сцены, другие появляются, затем возможен возврат, но так или иначе личное имя всегда отражало первоначальную свою суть.
Список литературы
Азбука - христианства. Сост. Удовенко А. - М.: «Наука», 1997. - 288 с.
Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: «Просвещение», 1983. - 224 с.
Будур Н. Ангел -хранитель. - М.: «Омега - Пресс», 2002. - 187 с.
Горбаневские М.В. В мире имён и названий. - М.: «Знание», 1983. - 190 с.
Гиро Поль. Быт и нравы древних римлян. - Смоленск: «Русич», 2002. - 576 с.
Дёмичева В.В., Орлова Т.Н., Устименко И.А., Антропонимия в начальных классах. Ч.1. Личное имя. - Белгород: «Изд - во Белгородского государственного университета», 2000. - 99 с.
Казаков В.С. Мир славянских богов. - М. - Калуга: «Русская правда», 2002. - 160 с.
Культура славян и Русь. - М.: «Наука», 1999. - 541 с.
Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины. - М.: «Гуманитарноиздательский центр Владос», 2003. - 368 с.
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X - XVI вв.: династическая история сквозь призму антропонимики. - М.: «Индрик», 2006. - 904 с.
Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны языческой Руси. - М.: «Вече», 2000. - 448 с.
Системы личных имён у народов мира. Сост. Джарныгасимова Р.Ш., Крюков М.В. - М.: «Наука», 1989. - 386 с.
Славянская мифология: энциклопедический словарь. Под общей ред. Толстого Н. И. - М.: «международные отношения», 2002. - 704 с.
Суперанская А.В. Ваше имя? Рассказы об именах разных народов. - М.: «Армада - Пресс», 2001. - 256 с.
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л.: «Лениздат», 1985. - 222 с.
Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён. - М.: «Русский путь», 2004. - 890 с.
Успенский Л.В. Ты и твоё имя. - Волгоград: «Н.-Волжское книжное изд - во», 1994. - 288 с.
Щаницин В. Народные личные имена. - М.: «Изд - во Прометей», 1989. - 65 с.