Смекни!
smekni.com

Государство и право франков (стр. 4 из 5)

Свою огромную державу Карл тоже рассматривал как вотчину и регулировал ее жизнь теми же методами и средствами, которые применял домениальным поместьям. Вдохновляемый идеалами мира, порядка и равновесия, он проводил целенаправленную политику, которая в современном мире получила название «дирижизма». От него исходили распоряжения на все случаи жизни. Его сановники и министериалы ведали отдельными нитями управления, но все нити сходились у императора. Центром управления страной оставался двор, который мало изменился по сравнению с эпохой. Референдарии прошлых лет исчезли, их заменил канцлер, назначаемый монархом из среды духовенства, заведующий канцелярией и армией нотариев, составлявших императорские письма, дипломы, иммунитетные грамоты. По вполне понятным причинам была упразднена должность и майордома, некогда породившая могущество Каролингов. Вместо этого прежний дворцовый граф объединил в своих руках судебные и наблюдательные функции. Новым лицом стал архикапеллан, епископ или аббат, ведавший общими церковными делами. Что касается других должностей: сенешала, кубикулариев, маршалов, то все они оставались прежними, причем каждый из них выполняя дворцовые функции, мог по воле монарха быть нагружен и другими обязанностями. Так, примеру, сенешал, обычно ведавший домом и кухней, в военное время мог быть поставлен во главе армии, а виночерпий отправиться послом во вражеский лагерь. Кроме перечисленных лиц, во дворце постоянно проживала многочисленная челядь, молодые люди из знатных фамилий, а также товарищи короля, спаянных давнишними отношениями дружбы, на каждого из которых монарх мог положиться как на самого себя.

Карла имел также свой совет, куда приглашал кроме высших придворных магнатов тех из числа магнатов, мнение которых ему угодно было слушать. Этот совет разрешал, прежде всего, придворные конфликты, но его компетенция в некоторых случаях распространялась и на более общие дела. Ежегодно летом собирался «Генеральный сейм», который обсуждал общеимперские дела и состоял якобы из «всего народа». На деле же там присутствовали только крупные вассалы, да и то избранные. Причем они лишь совещались, а решение принимал император. Вот эти решения и доводились до «всего народа».

Территория империи управлялась довольно единообразно. Вся она делилась на ряд крупных регионов – «провинций», по выражению источников. Таких провинций (исключая Италию) было одиннадцать: Франция, Аквитания, Готия, Прованс, Бургундия, Аламанния, Бавария, Тюрингия, Фризия, Саксония. Франция в свою очередь распадалась на Нейстрию и Австразию. Италия имела особый статус в империи. Карл сохранил здесь многие старинные учреждения, система графств лишь частично затронула ее. Провозгласив Италию королевством, он еще раз подчеркнул ее исключительное положение. Но все названные провинции не имели административного значения, это были исторически сложившиеся территории, принадлежащие, когда-то определенному народу, затем в разное время они были абсорбированы Франкской империей. Административное значение имели подразделения провинций – графства, на которые они распадались и которые создавались на основе более древних округов – пагов. Как и паги, графства были очень неодинаковы по размеру. Во главе графства, как и при Меровингах стояли светская и духовная власти – граф и епископ. Граф должен был ведать телами «поданных», а епископ «душами». В принципе они должны были дополнять друг друга, причем при Карле контакт между ними установился более тесный, чем ранее. Однако из-за неясности разграничения их функций бывали частые неувязки, и тогда на сцене появлялись «государевы посланцы».

Этот институт сложился довольно поздно, и предки императора практически не пользовались им. Но Карл сделал его постоянным и регулярным, введя в административную систему. При нем вся территория была поделена на несколько округов, и каждый подлежал контролю двух посланцев, один из которых был светским, а другой духовным лицом. Посланцы исполняли свои обязанности в течение года, реже - несколько лет. Они совершали объезд округа зимой, летом и осенью, и во время своей миссии обладали всей полнотой власти. Они разъясняли населению королевские указы, следили за их исполнением, контролировали церковные дела и поведение духовенства и наблюдали за всем, что затрагивало интересы монарха. Когда после принятия императорского титула в 802 году Карл решил возобновить присягу всего населения, именно государевы посланцы проводили этот обряд по всей территории страны. Чаще всего их вниманию удостаивалась деятельность представителей областной администрации – тех же графов и епископов, причем посланцы могли не только отменять их приговоры, - но и смещать с должностей. Для этой весьма ответственной деятельности император выбирал самых испытанных и верных людей из числа сановников и высшего духовенства.

Карла внес некоторые изменения в судебные функции графов. Так, появилось предписание, согласно которому граф был обязан на свои ежемесячные судебные заседания приглашать представителей вверенного ему округа из людей «благородных, мудрых и богобоязненных». Эти заседатели, получившие имя «скабинов», фактически стали судьями, роль же графа отныне сводилась к председательству во время сессии и оглашению приговора. Существовал и королевский суд, в котором председательствовал лично Карл или, в его отсутствие, дворцовый граф. Здесь иной раз дело решалось и в первой инстанции, но, как правило, королевский суд разбирал дела по апелляциям, если одна из сторон не была удовлетворена решениями областного суда. Широко был распространен в качестве апелляционного суда и Божий суд, и заключавшийся в испытании водой, каленым железом, или судебным поединком.

Очень чутко император относился к проблемам многочисленных народов, входящих в состав его дружины. Особое внимание он обращал на сбор и приведение в порядок многочисленных «варварских правд». По его почину были сделаны значительные дополнения к законам салических и рипуарских франков, баваров, англов, фризов. В 802 году император повелел обнародовать «права всех народов.. не имевших писаных законов». Были оставлены в силе старые римские законы, но сверх того каждый большой регион получил свой кодекс. До нас дошли «наказы» Аквитании, Ломбардии, Саксонии. Евреи судились по своим законам; было предписано, чтобы каждый житель государства, к какому бы народу он не принадлежал, непременно знал свои законы7. Сочетание строгой унификации в области религии и управления страной с уважением к традициям каждого народа, населяющего империю – одна из самых замечательных черт Карла Великого.

В отношении денег, которые постепенно начинают играть все большую роль в хозяйстве страны, Карл, прежде всего, продолжил реформу отца, установившего серебряный монометаллизм, золотые солиды чеканились в виде редкого исключения. Серебряный ливр Карла весил около 400 граммов, и состоял из 240 деканье, эта система доминировала в Западной Европе до конца XII века. Король имел монополию на чеканку монет, сама чеканка проводилась в главных городах страны, позже только в Ахене. Одновременно с этим Карл проявлял заботу о единстве мер и весов. Им была принята весовая единица – фунт (ливр), а также мера жидкостей и сыпучих тел – модий, который состоял из 16 секстариев. Эталоны этих мер были выставлены во дворце. Указы Карла требовали, чтобы население использовало исключительно эти меры во всех областях общественной жизни.


Заключение

В 806 г. Карл завещал разделить империю между своими тремя сыновьями. Людовику должны были отойти Аквитания и Бургундия, Пипину — Италия и Германия к югу от Дуная, а Карлу Молодому — Нейстрия, Австразияя и Германия к северу от Дуная. Однако в 810 г. умер Пипин, а в 811 г. — Карл Молодой. Незадолго до смерти, в 813 г. Карл призвал к себе Людовика, короля Аквитании, единственного оставшегося в живых своего сына от Гильдегарды, и, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, 11 сентября назначил его, с общего согласия, своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом. Вскоре после этого, сраженный сильной лихорадкой, он слёг в постель. В начале января к лихорадке присоединился плеврит, и 28 января 814 г. император умер. После смерти Людовика в 840 году на исторической арене оставались трое братьев Лотарь, Людовик, и Карл. Между ними начинается борьба за власть над империей. В результате этой борьбы младшие братья Карл и Людовик объединяются против старшего – Лотаря. Кульминацией этой войны стало сражение при Фонтенуа – ан –Пюизе, происшедшее 25 июня 841 года, эта битва одной из самых масштабных и кровопролитных в Средние века, с обеих сторон погибло более 40000 человек. В этой битве Лотарь проиграл, и был вынужден отступить, намереваясь вернуться позднее и разбить братьев поодиночке. Но Людовик и Карл предусмотрели этот вариант, 14 февраля они встретились в Страсбурге и обменялись клятвой присягой. Данную клятву они произнесли на языке региона, принадлежащего другому брату, для того чтобы их поняли союзные войска: Карл – по-немецки, Людовик – на романском наречии. Эта внушительная демонстрация заставила Лотаря задуматься, и через несколько месяцев он сам обратился к братьям с предложением мира. Братья согласились, и после предварительных переговоров в начале августа 843 года в Вердене был заключен договор, положивший конец войне «трех братьев». Сам текст Верденского договора утрачен, но исходя из материалов других источников, о нем можно составить довольно четкое представление. Согласно договору, Лотарь получал самое большое королевство (Срединное) и сохранял титул императора, однако, не имея никакой власти над братьями, Людовик получал земли к востоку от Лотаря (Восточно-Франкское), а Карл к западу (Западно-Франкское).