Постройка Моздока создавала серьезную угрозу самому существованию кабардинского феодального общества. Участились побеги из Кабарды в российские владения крепостных крестьян, которые, в случае принятия христианства, не возвращались бывшим владельцам. Вопрос о выдаче беглых холопов всегда был острой темой кабардино-русских отношений. Россия под предлогом защиты единоверцев оказывала покровительство беглецам из Кабарды, которые в целях приобретения свободы легко принимали крещение. Угроза сохранению традиционного общественного строя и прямая аннексия кабардинских земель послужили причиной начала Кавказской войны. Последствиями Кавказской войны явились полное вхождение адыгских земель в Российскую империю и установление царской администрации.
Полное включение черкесских земель в XIX веке в социальнополитическое пространство России привело к кардинальным переменам во всех сферах жизни адыгского общества — социальной, экономической культурной и политической. Однако процессы, протекавшие в общественнополитической жизни Черкесии, проходили неравномерно среди адыгских народов. В Западной Черкесии шапсуги и натухайцы в начале 90-х гг. XYIII века по примеру абадзехов ликвидировали на своей территории власть наследственной аристократии. В Кабарде же острые социальные конфликты между князьями, уорками и непривилегированными сословиями проходили на фоне более жесткой конфронтации с российскими властями.
19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест о всемилости- вейшем даровании крепостным людям прав свободных сельских обывателей и об устройстве их быта и еще 16 законодательных актов, которые сформировали законодательное поле эмансипации крепостных крестьян России и наделение их землей [9]. Этот указ ломал существовавший уже несколько столетий и почти не подвергавшийся изменениям традиционный уклад жизни «аристократических» адыгских обществ, основанный на рабском труде. Отмена крепостного права отразилась на жизни не только князей и уорков, но и обычных крестьян. Примерно до середины XIX века в семейно-бытовом устройстве «аристократических» обществ было характерно сочетание различных типов семей — большой семьи мелкопоместного уор- ка и крестьянина и малых семей князей и высших дворян. Неразвитость правовых гарантий для детей в имущественных вопросах тормозила общественное развитие и способствовала длительному существованию большой семьи. Такое положение изменилось в пору складывания новых социально-экономических отношений, после отмены крепостного права — период интенсивного распада больших семей [10]
Также следует отметить, что изменения произошли и в архитектуре адыгов. В частности, вместо традиционных длинных домов кабардинцы в конце XIX века начали строить четырехкамерные дома с русской печью. Богатые князья и дворяне нанимали казаков и отставных солдат для того, чтобы им построили дома русского образца.
Можно отметить большую роль, которую сыграло российское просвещение в деле реформирования традиционных адыгских общественных институтов и приобщения к достижениям мировой культуры. Проводниками этих идей становились адыгские просветители. Объективной основой возникновения адыгского варианта Просвещения явились социально-экономическое развитие народа, накопленная веками духовная культура и влияние передовой русской общественной мысли. Многие адыгские просветители получили образование в высших и средних военных, а затем и гражданских учебных заведениях России. Воспринимая идеи русского Просвещения, они воплощали их в своей творческой деятельности и привносили в обыденную жизнь горцев.
В XY-XYI веках адыги оказались в сфере влияния трех мировых держав: Российского государства, Османской империи и Ирана. Все три державы к тому же являлись представителями трех разных цивилизаций, каждая со своей самобытной культурой. Адыги испытывали на себе давление культур «больших» соседей, зачастую кардинально менявших общественно-политическую жизнь Черкесии. Но, начиная с реформ Петра I, Россия вырывается вперед в своем развитии, вытесняя из региона как Османскую империю, так и Иран. С этого момента влияние России на жизнь адыгов становится определяющим. Адыги включаются в социальноэкономическую жизнь России и проходят по пути модернизации и развития, приобщаясь к достижениям мировой культуры и науки.
Список литературы
Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис-пресс, С. 106.
Адыги в политике России на Кавказе (1550-е — начало 1770-х гг.). Нальчик: ЭльФа, 2001. С. 71.
Лавров Л.И. «Обезы» русских летописей // Советская этнография. 1946. №4.
Поездка из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар, осуществленная в 1702 году господином Ферраном, французским лекарем // Черкесские этюды / пер. с фр. и англ. К.А. Мальбахова. Нальчик: Тетраграф, 2012. С. 43-44.
Адыги в политике России на Кавказе ... С. 64.
История многовекового содружества: к 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2007. С. 151.
Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии // УЗКБНИИ. Нальчик, 1960. Т. 17. С. 109.
История многовекового содружества ... С. 70-71.
Эти законы кодифицированы в ПСЗРИ. Собр. 2. Отд. 1. Т. 36.
Сабанчиева Л.Х. Гендерный фактор в традиционной культуре кабардинцев (вторая половина XYI — 60-е годы XIX). Нальчик: Эль-Фа, 2005. С. 161.