Смекни!
smekni.com

Историко-культурные и нормативно-правовые факторы формирования гендерных отношений в традиционной культуре бурят второй половины XVIII - начала XIX вв. (стр. 2 из 2)

Еще одним значимым фактором, оказавшим влияние на развитие гендерных отношений, являлось обычное право, которое представляло собой нормативную систему, сохранившую преемственность с периода возникновения родовых отношений, и регулировало общественные отношения в период с конца XVII по начало XIX вв. внутри бурятских родов. Правовыми нормами, основанными на народных традициях и обычаях, руководствовались в повседневной жизни. Впоследствии эти нормы получили название «степные уложения». Правовые нормы принимались на хуралах уважаемыми в народе людьми, образованными представителями общества, буддийским духовенством, выступавшим за нравственность населения [4, С. 97-100].

К числу основных памятников права относятся степные уложения хоринских бурят — 1759, 1763, 1788, 1808, 1823 и 1851 гг., балаганских бурят — 1818 г., селенгинских бурят — 1775,1823 и 1841 гг., кударинских бурят — 1860 г. Эти законодательные акты и уложения представляют собой своды законов, регулирующих всю жизнедеятельность бурятского общества, они устанавливают нормы брачного права, правила охоты и методы борьбы с пьянством, регулируют торговые отношения, запрещают торговлю в кредит и в долг, отдачу в кабалу человека за отцовские долги [4, С. 92-93]. К примеру, Уложение (наказ) 1793 г. начинается со следующих слов «Никто не должен вести своевольную, пьяную, распутную жизнь... воспретить всем людям моложе 40 лет пить вино», здесь следует указать, что данный запрет был также связан с сохранением репродуктивной функции у мужчин и женщин.

Уложение 1788 г. устанавливает при разводе супругов «андзу» (штраф) в 35 голов скота и осуждает женщину, оставившую мужа, достойного и способного к половым сношениям, и принуждает ее вернуться к мужу. Таким образом, обычное право противостояло разводам и способствовало сохранению семьи.

Уложение 1808 г. устанавливает наказание за увечье: человек, нанесший травму, обязался лечить потерпевшего в течение 6 месяцев, пригласив известных народу лекарей и костоправов. Если повреждение окажется неизлечимым, то должен отдать 50 голов скота. За оскорбление родителей обидчиков наказывали плетью в два удара на лобном месте. За воровство трижды секли кнутом. За измену и прелюбодейство секли плетьми обоих виновных и женщину и мужчину. У виновного в пользу мужа женщины отбирали коня. Здесь обычное право выступало регулятором конфликтов и предусматривало строгие меры за непослушание, оскорбления старших, разврат [4, С. 94-96]. Обычное право регулировало правила развода и способствовало сохранению семьи, определяло имущественные и наследственные права мужчин и женщин и наказания за правонарушения, обязывало опекать всех вдов как с детьми, так и одиноких.

В заключение отметим, что в традиционном патриархальном бурятском обществе существовали определенные стереотипы поведения мужчин и женщин в семье, обществе, модели гендерных отношений, которые поддерживались и передавались из поколения в поколение. Историко-культурные и нормативно-правовые факторы обеспечивали эту преемственность, регулировали самые разные стороны общественной, семейной жизни, определяли статус мужчины и женщины, их права и обязанности, санкции за нарушения.

Таким образом, выявленные и рассмотренные факторы определили формирование и развитие гендерных отношений

Список литературы

Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: (Вторая половина XIX — начала XX вв.). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1991. 192 с.

Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII — середине XIX вв. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. 206 с.

Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004. 368 с.

Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? История. Культура. Политика. Буряадай туухэИэ. Улан-Удэ: [б. и.] , 2012. 384 с.

Бартанова А. Женщины Бурят-Монголии. 135 с. Архив ЦВРК ИМБИТ СО РАН. Инвентарная книга общего архивного фонда. Часть II. №№ 1001 — 2000, ед.хр. 1144.

Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII о бурятах. — 148 с. Архив ЦВРК ИМБИТ СО РАН. Инвентарная книга общего архивного фонда. Часть I. №№ 1 — 1000, ед.хр. 147.

Кудрявцев Ф.А. Очерк истории хозяйственного быта и социальных отношений бурят-монгольской народности с XVII века до Февральской революции 1917 г. Часть I. — 139 с. Архив ЦВРК в традиционной культуре бурят второй половины XVIII — начала XIX вв., вызвав перемены в общественных отношениях; оказали влияние на взаимообогащающий опыт общения представителей разных национальностей, конфессий, традиций и обретение населением таких традиций, как толерантность, веротерпимость, взаимопомощь, доброжелательность и т.д. Здесь следует указать, что опыт прошлых поколений активно используется и в настоящее время, к примеру, попытки введения наказаний и штрафов за развод, запрета на употребление алкоголя несовершеннолетними, активная борьба с табакокурением, стремление внести в закон статьи о привлечении к ответственности родственников преступника (круговая порука), а также составление брачных контрактов при вступлении в брак и др.