Смекни!
smekni.com

Проблема периода "восьми правителей" и развитие государства Ямато в царствование Мимаки (государя Судзина) (стр. 6 из 10)

Командовать операцией против армии, выдвигавшейся из Ямасиро, Мимаки приказал Ō- хйко, в помощь которому был придан Хйко-куни-фўку из местности Вани в Ямато (предок клана Вани-но оми). Правительственное войско через проход Вани подошло к горе Нара, а затем вышло к реке Вакара в Ямасиро (к северу от провинции Ямато), где его на противоположном берегу уже ожидал Таки-хани-ясу со своей армией. Мятежник был убит в перестрелке выстрелом Хйко-куни-фўку (по версии "Кодзики" – в голову, по версии "Нихон- сёки" – в грудь), а мятежное войско было обращено в бегство и бежало на север до переправы Кусуба (в провинции Кахати), где воины были порублены правительственными войсками [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 10-й год пр.; Nihongi, V, 12–13; Кодзики, св.2-й, Судзин, мятеж Хани-ясу-хико; Kojiki, II, LXVI].

Когда мятежники были разбиты, в Кинай установился мир, и "четыре полководца" были отправлены в походы [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 10-й год пр., 10-й месяц; Nihongi, V, 14]. Ō- хйко продолжил свой прерванный поход в Коси, где в местности Ахидзу соединился со своим сыном Такэ-нуна-каха-вакэ, и они завершили подчинение режиму Ямато той территории, куда они были посланы (Коси и 12 округов на востоке) [Кодзики, св.2-й, Судзин; Kojiki, II, LXVII]. Но и после этого местное население продолжало сопротивление, и правителям древней Японии не раз еще приходилось организовывать карательные походы.

"Хйтати-фудоки" сохранили нам имена полководцев, которые, видимо, уже после Ō-хйко и его сына продолжали их политику на северо-востоке. Так, Мимаки отправлял в Адзума (восточные районы) Хинарасу "на подавление бесчинствующих разбойников эбису в Адзума" [Хитати-фудоки, уезд Ниибари]. Хинарасу был отцом будущего наместника (яп. куни-но мияцуко) владения Ниибари (или общины – яп. "куни" 82 ), занимавшего эту должность в правление Ō-тараси-хйко (Кэйко).

Особо прославился своими военными операциями Такэкасима (выходец с острова Кюсю – из области Хидзэн 83 , в связи с этим – представитель слоя служилых, так как он не происходил из знати Центральной Японии 84 ). Такэкасима (предок наместника общины-куни Нака) "был послан на усмирение разбойников нисимоно, бесчинствовавших в пограничных районах восточных провинций. Этот князь, встав во главе войска, усмирял разбойников на [своем] пути...". В Хйтати он расправился с двумя предводителями кудзу – Ясакаси и Яцукуси, которые, "пользуясь неосторожностью царских войск, оказывали сопротивление" и скрывались в укреплениях, построенных ими же. Такэкасима обманом удалось выманить кудзу из их укреплений, и "тогда Такэкасима приказал своей коннице занять их укрепления и отрезать им пути к отступлению. Его воины напали с тыла, взяли всех в плен, сожгли укрепления и уничтожили всех одновременно..." [Хитати-фудоки, уезд Намэката, деревни Итаку, Фуцуна, Ясукири, Эсаки].

На завоеванных территориях Мимаки начал создавать царские владения – агата 85 . "Хйтати-фудоки" сообщает, что "агата Цукуба в старину называется провинцией [куни-община. – Д. С.] Ки. Наместником провинции [куни. – Д. С.] Ки царь Мимаки [Судзин. – Д. С.] назначил Цукуба из рода Унэмэ-но-оми", который дал куни Ки свое имя – Цукуба [Хитати-фудоки, уезд Цукуба].

Ни "Кодзики", ни "Нихон-сёки" не сообщают никаких подробностей и о походах других "четырех полководцев". Известно лишь, что после подавления мятежа Такэ-хани-ясу, когда был восстановлен контроль за территорией Ямато, "полководцы четырех дорог" были немедленно отправлены по своим направлениям подчинять "свирепых дикарей" за пределами Кинай [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 10-й г. пр., 10-й месяц; Nihongi, V, 14]. Летом следующего года "полководцы четырех дорог" доложили государю об обстоятельствах умиротворения "дикарей" (яп. хина/эбису; кит. и), причем подробностей никаких нет. И только сообщается: "В этот год разные (чужие) простые [люди] в большом количестве подчинились [правителю Ямато]" [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 11-й г. пр.; Jinno-shotoki, I, Sujin, 73].

Но в "фудоки" сохранились кое-какие подробности подчинения при Мимаки северо- западной части острова Кюсю (который в то время не был подвластен Ямато 86 ). "Хидзэн-фудоки" сообщает, что в Хи-но куни на горе Асакура, что в уезде Масики провинции Хи-но-мити-но-сири, жили два цутикумо – Утисару и Унасару. Под их началом было свыше ста восьмидесяти родичей, и они не выполняли повелений царя [Мимаки – Д. С.] [т.е. не подчинялись власти Ямато. – Д. С.] и не собирались покоряться ему". Тогда царь [Мимаки. – Д. С.] послал туда Такэокуми – прародителя рода Хи-но-кими – и повелел ему покорить цутикумо. Такэокуми, выполняя приказ царя, покорил всех цутикумо... вернулся к царю и почтительно доложил ему: "Твой раб 87 , получив твое высочайшее повеление, покорил далеких западных эбису [кит. и]...". И тут же, отмечая заслуги Такэокуми, [Мимаки] пожаловал ему почетный титул хи-но- кими ["повелитель области Хи". – Д. С.], а также отдал эту местность под его управление…" [Хидзэн-фудоки, провинция Хи-но-мити-но-кути]. Как считает японский историк Исии Рёсўкэ, Северный Кюсю был покорен Ямато именно в это время – при Мимаки 88 . Исследователи оценивают все эти события однозначно как начало расширения земель Ямато 89 (занимавшего первоначально только Кинай) и начало объединения всей Японии 90 .

Насколько позволяет судить материал источников, при Мимаки началось формирование административно-территориальной системы управления: 1) во второй половине своего царствования Восточные области (яп.куни) (Адзума-но куни) были выделены в отдельную крупную административно-территориальную единицу (что-то типа "наместничества"), управлять которой был назначен человек по имени Тоёки [Нихон-сёки, св.5- й, Судзин, 48-й год пр., 4-й месяц; Nihongi, V, 16]; 2)существовало деление территорий на округа (яп. мити – досл. "дороги") 91 – например, "12 округов/дорог Коси"; 3) более мелкой единицей были куни, которые исследователи переводят как "провинция" 92 . Но если проанализировать материалы "Фудоки", то оказывается, что древние куни были равны более поздним уездам (которые во второй половине VII века вошли в состав образованных провинций). То есть по размерам куни соответствовали территориальным общинам древности, которые во всех древних государствах являлись низшими административно-территориальными единицами, состоявшими из небольших соседских общин-поселений 93 . Подобная же ситуация наблюдается и в Японии, где в древние куни входили мура – соседские общины-поселения; например, в "Хйтати-фудоки" говорится: в древности "в то время [еще] не существовало [провинции] Хитати, а были провинции [куни. – Д. С.]: Ниибари, Цукуба, Убараки, Нака, Кудзи и Така, куда и были посланы мияцуко и вакэ, которые управляли ими" [Хитати-фудоки, провинция Хитати]. Перечисляемые куни впоследствии стали уездами провинции Хитати. Причем из этого же источника известно, что Ниибари и Цукуба (бывшая куни Ки) были покорены еще при Мимаки [Хитати-фудоки, уезд Ниибари, уезд Цукуба]. Кроме того, покорение "разбойников эбису в Адзума" правитель Мимаки поручил военачальнику Хинарасу (отцу наместника куни Ниибари), а охрану пограничных районов восточных областей (Адзума-но куни) от бесчинствовавших здесь "разбойников нисимоно" – военачальнику Такэкасима (предку наместника куни Нака); 4) на захваченных территориях Мимаки начал создавать агата – владения правителя 94 , причем первое такое владение (по "Хйтати-фудоки") было создано в куни Ки наместником Цукуба, по имени которого данный агата и получил свое название: агата Цукуба [Хитати-фудоки, уезд Цукуба]. Кроме того, там же есть очень интересное сообщение: "...в древние времена все агата на восток от гор Асигара, что в провинции Сагами, назывались Адзума-но куни" [Хитати-фудоки, провинция Хитати]. Таким образом, Тоёки, назначенный управлять Адзума- но-куни (см.пункт 1-й), был управляющим царскими владениями в восточных куни (в районе совр. Токио).

В довершение своей попытки объединения Ямато и укрепления центральной власти в конце своего правления Мимаки удалось покончить с полунезависимым существованием владения Идзумо-но куни. Правитель Ямато воспользовался инцидентом внутри рода правителей Идзумо (Идзумо-но оми) – борьбой между старшим братом Идзумо-но фурунэ, связанным с Цўкуси, и его младшими братьями и племянником, настроенными проправительственно. Когда Идзумо-но фурунэ убил своего брата Ихи-ири-нэ, Мимаки послал войска под командованием Киби-цу-хйко и Такэ-ну-каха-вакэ (двух военачальников из "полководцев четырех дорог") в общину Идзумо. Местный правитель Идзумо-но фурунэ был убит 95 , а клан Идзумо-но оми в течение какого-то времени не исполнял культ великого бога Идзумо [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 60-й год пр.; Nihongi, V, 17–18]. Видимо, род Идзумо-но оми был лишен правителем Ямато права управлять храмом и храмовым хозяйством Великого бога Идзумо.

Нестабильность внутреннего положения в Ямато вынуждала монархов больше заботиться о вооружении – в храмах богов Суми-дзака и Ō-дзака, то есть под защитой святилища, были созданы арсеналы (в каждом храме по восемьдесят (т.е. "много"?) щитов и копий) [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 9-й год пр.; Nihongi, V, 8].

В правление Мимаки идет дальнейшее развитие государственности, признаком чего является, как считает М.В. Воробьев, появление налогообложения 96 . Мимаки приписывается введение налогов и повинностей. После решения внутри- и внешнеполитических задач и установления мира в Центральной Японии он заявил: "Необходимо в данное время, вдобавок к этому, исчисление (кит. цзяо) народа. Приказываю ознакомить [его] со степенями стариков и детей (кит. чжан-ю) и очередностью налогов и повинностей (кит. кэ-и) у них" [Нихон-сёки, св.5-й, Судзин, 12-й 3 год пр., 3-й месяц; Nihongi, V, 15] 97 .