Смекни!
smekni.com

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними (стр. 4 из 5)

Вызывает недоумение формулировка “имеет право”. Это значит, что нотариус не обязан это делать, и вряд ли он по собственной инициативе будет делать дополнительную работу.

Определенные сложности вызывает государственная регистрация права собственности на земельный участок, возникшего в результате приобретательной давности (ст. 234 ГК). Речь идет о сложностях как материального, так и процессуального характера.

Условиями приобретательной давности как основания возникновения права собственности являются открытость, непрерывность и добросовестность владения. В последнем случае речь идет о том, что незаконный приобретатель недвижимого имущества не знал и не мог знать о незаконности своего владения. Как это установлено ст. 234 ГК, для приобретения права собственности требуется добросовестно, открыто и непрерывно владеть имуществом как своим в течение определенного срока (для недвижимости этот срок составляет 15 лет).

Добросовестность означает, что владелец, извинительно заблуждаясь в фактических обстоятельствах, с достаточными причинами полагает, что то основание, по которому к нему попала вещь, дает ему право собственности на нее <3>. Проблемы, возникающие с применением приобретательной давности, связаны с непониманием того, что владелец в силу приобретательной давности - незаконный владелец, ведь законный владелец, как правило, получает вещь по договору от собственника и, следовательно, знает, что собственником вещи является другое лицо. Поэтому, например, ни арендатор, ни хранитель не могут приобрести недвижимое имущество по приобретательной давности.

При применении приобретательной давности речь не может идти о юридической ошибке, поскольку в данном случае нет добросовестности (незнание закона не освобождает от ответственности). Добросовестность может возникнуть только в результате фактической ошибки. Так, в результате ошибки землемера кто-то владел большим земельным участком, чем это было предусмотрено правоустанавливающими документами. При этом сам собственник не знал о том, что владеет не принадлежащей ему землей. По истечении 15 лет незаконный владелец земельного участка может быть признан его собственником в силу приобретательной давности. [1]

В одном из судебных дел (окончательное решение еще не вынесено) земельные участки были предоставлены птицефабрикой своим работникам в 1989 г. для улучшения жилищных условий и обеспечения в индивидуальном жилье в соответствии с Постановлением СМ СССР от 5 октября 1982 г. № 973 “Об индивидуальном жилищном строительстве”.

При этом право, на основании которого они предоставлялись, не конкретизировалось и документы на земельные участки не выдавались. Впоследствии работники, получившие земельные участки, построили на них дома, в которых жили. В отношении этих домов производились ремонтные и отделочные работы, работники несли бремя содержания указанных домов, осуществляли владение ими как своими собственными с должной заботой и внимательностью. Однако попытки зарегистрировать право собственности как на земельные участки, так и на построенные на них дома были безуспешными. Для защиты своего права ими был предъявлен иск о признании права собственности в результате приобретательной давности как на земельные участки, так и на объекты недвижимости, которые на них были построены.

Эти действия проводились в полном соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, согласно которой право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. Таким образом, факт владения и пользования недвижимым имуществом влечет юридически значимые последствия и подлежит доказыванию в порядке особого производства.

Как было отмечено в п. 19 Постановления Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. № 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, “судам необходимо исходить из того, что отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для обращения в суд с заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности. Возможность обращения с заявлением в таких случаях вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности. Данное дело должно быть рассмотрено судом по существу. Решение суда об удовлетворении такого заявления является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество”.

В Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, изложенном в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. № 76, отмечено, что факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства.

В п. 8 этого информационного письма указано, что отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на недвижимое имущество или сделки с ним не является основанием для признания этого права в порядке особого производства.

Позиция Президиума ВАС РФ не совсем понятна. По существу речь идет о принуждении защищать свои права в подобных случаях только в порядке искового производства. При этом нельзя не обратить внимания на то, что в случае искового производства размер государственной пошлины значительно выше. Представляется, что и Верховный Суд РФ должен высказать свою позицию по этому вопросу.

Проблема заключается в том, что право собственности заявителей на строения в указанном случае никем не оспаривалось и поэтому заявление о признании права собственности в порядке особого производства вполне правомерно. Что касается земельных участков, то они считались муниципальной собственностью, и для того чтобы зарегистрировать право собственности на них, необходимо предъявление иска к муниципальному образованию (т.е. в этом случае речь идет об исковом производстве). 1

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Следовательно, приватизация указанных земельных участков будет возможна только по приобретении права собственности на дома, расположенные на них.

Поэтому единственно возможным вариантом была подача заявления о признании права собственности на строения в порядке особого производства в соответствии с ч. 1 ст. 263 и ст. 265 ГПК РФ, а впоследствии после такого признания в случае отказа муниципального образования на бесплатную приватизацию подача искового заявления к муниципальному образованию. 1

Заключение

Исходя из вышеизложенного, в работе можно сделать следующие выводы:

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Требование об отражении изменений вещно-правового положения в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово “государственная” означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Такими в настоящее время являются Федеральная регистрационная служба и ее структурные подразделения.

С моментом государственной регистрации связывается возникновение, переход и прекращение прав на земельные участки как на недвижимое имущество. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение.

Государственной регистрации подлежит право не на землю как таковую, а на земельный участок, который является особой разновидностью недвижимого имущества, и его правовой режим отличается от правового режима других недвижимых вещей. Земельный кодекс РФ (п. 2 ст. 6) определяет земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Установление границ является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.

Важнейший признак, которому должен отвечать земельный участок, для того, чтобы он был признан недвижимостью и тем самым мог быть объектом зарегистрированного права собственности, заключается в том, что участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован. Другими словами, должны быть определены его размер, границы и местоположение. Территориальные границы определяются в порядке, установленном земельным законодательством на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261 ГК). Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка называются межеванием. Таким образом, границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей их собственников.