Смекни!
smekni.com

Законы Ману в истории Индии (стр. 3 из 3)

Шудры были двух родов: «чистые», или «неисключенные» (аниравасита), и «исключенные» (ниравасита). Последние находились за чертой индуистского общества и фактически не отличались от той большой группы населения, которая позже именовалась «неприкасаемые». Различия между группами шудр определялись их обычаями и профессиями, которыми занимались их члены. Согласно брахманским «книгам законов», главным занятием «чистого» шудры было служение трем другим варнам. Он должен был есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Даже если у него появлялась возможность разбогатеть, он не должен был пользоваться ею, «так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». У шудры было очень мало прав, и жизнь его имела ничтожную ценность в глазах закона. Брахман, убивший шудру должен был совершить такое же покаяние, как после убийства кошки или собаки. Шудре не разрешалось слушать или повторять веды. Области с многочисленным населением шудр обрекались на большие бедствия.

Таким образом, «книги законов» оставляли мало надежды на счастье злополучному шудре, которому оставалось только служить высшим сословиям, выполняя тяжелые и унизительные работы. Шудры могли лишь надеяться на возможность нового рождения в более высоком сословии общества. Но имеется много свидетельств в пользу того, что они не всегда довольствовались той покорной и убогой жизнью, которую им предписывал «священный закон». Упоминаются шудры, которые занимались ремеслом и торговлей, и ко времени Маурьев многие шудры были свободными земледельцами. Шудра мог занимать видное положение в индуистском обществе, что поощряло его перенимать обычаи высших сословий. Хотя он не мог слушать веды, ему были доступны эпос и пураны, и он приобщался к религии с культом всевышнего бога, которая становилась все более и более популярной в период после Маурьев и, в конце концов, затмила древние культы. В «Бхагавадгите» сам господь Кришна обещает полное спасение тем шудрам, которые обратятся к нему. С точки зрения большинства средневековых сект, варна и каста имели отношение скорее к телу, нежели к духу, и в дравидской литературе бхакти и народной религиозной литературе позднейшего времени встречаются стихи, выражающие идею коренного равенства всех людей. Теоретически буддизм и джайнизм не проводили сословных различий в вопросах религии. Как мы видели, были даже цари-шудры, и вопреки предписаниям «книг законов» многие шудры жили в полном довольстве3.


Заключение

Итак, в данной работе я попытался, основываясь на мнениях различных авторов, наиболее детально осветить основные аспекты выбранной мною темы.

Подводя итоги, можно сказать, что варновый строй, закрепленный в Законах Ману, несет в себе признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, и относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии.

Кроме того, на ряду с общей дхармой - той нормой поведения, которой должны следовать все без исключения, существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума.

Благодаря появлению Законов Ману прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.

Однако, религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать уважение к праву, уступала в таких школах место формированию юридических норм.

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установленной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.


Список используемой литературы

1. Источники права / Под ред. Е.Н. Ляшенко. Вып. 20. – Тольятти, 2003. – 114с.

2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниковой. Т. 1 – М., 2004. – 807с.

3. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский – М., 1999. – 574с.

4. Чудо, которым была Индия / А.Л. Бэшем – М., 2000. – 614с.

5. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский – М., 2001. – 744с.

6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров 2-е изд. – М., 1983. – 1600 с.


[1] Драхмашастра – обширная правовая литература смрити («запомненное»), или шастр, например Манусмрити - Законы Ману(II в. до н.э. – II в. н.э.) и др./Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М., 1988 – с. 63

[2] Чудо, которым была Индия/А.Л. Бэшем – «Восточная литература»,2000 – с. 147-148

[3] Всеобщая история государства и права/З.М. Черниловский – М., 1999 – с. 35-36

2 Чудо, которым была Индия/А.Л. Бэшем – «Восточная литература»,2000 – с. 149-151

1 История государства и права зарубежных стран/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой и др. – М., «Норма» 2004 – с. 81

2 Чудо, которым была Индия/А.Л. Бэшем – «Восточная литература»,2000 – с. 152

[4] Всеобщая история государства и права/З.М. Черниловский – М., 1999 – с. 36

[5] История государства и права зарубежных стран/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой и др. – М., «Норма» 2004 – с. 82-83

3 Чудо, которым была Индия/А.Л. Бэшем – «Восточная литература»,2000 – с. 154-155