Смекни!
smekni.com

Аксаков Сергей Тимофеевич

20.9 (1.10).1791, Уфа, - 30.4(12.5).1859, Москва

Русский писатель.

Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.

Родился в старинной дворянской семье. Детство провЕл в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково. Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание. В 1826 Аксаковы переселились в Москву.

В 1827-32 служил в Москве цензором, в 1833-38 инспектором Константиновского межевого института. С 1843 жил в подмосковном имении Абрамцево.

Во 2-й половине 20-х - начале 30-х гг. занимался театральной критикой.

В первых книгах "Записки об уженье" (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852), "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах" (1855) проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы.

Реалистичный талант Аксакова раскрылся в автобиографических книгах "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трЕх поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них помещичий быт конца 18 в. в его повседневности.

Значительное влияние на Аксакова оказал Н. В. Гоголь. После Гоголя никто с большей тщательностью не раскрывал подробности помещичьего быта, чем Аксаков, в произведениях которого действительность изображена в еЕ вещественности, повседневности, обыденности.

Его пейзажную живопись М. Горький рассматривал в ряду высших художественных достижений русского реализма (см. Собр. соч., т. 24, 1953, с. 265). Самобытность таланта Аксакова ярко проявилась в характере его языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи.

Политические взгляды Аксакова были весьма умеренны. Писатель изображал порочность, жестокость крепостнических порядков, но не преследовал в своих книгах обличительных целей. Вместе с тем реализм А., при свойственных ему элементах созерцательности, обладал такой изобразительной силой, что правдивые картины крепостнического произвола давали материал для критических обобщений.

Н. А. Добролюбов высоко оценил художественные произведения Аксакова, используя их для критики крепостнического строя.