Смекни!
smekni.com

Творчество А. П. Чехова как энциклопедия сюжетов русской литературы (стр. 2 из 2)

Образ Лопахина относится к особым художественным типам русской литературы, популярным в произведениях 60–70-х годов XIX века. Он молод, энергичен, но, в отличие от своих предшественников, лишен нигилистического порыва. Прошлое величие дворянских усадеб и красота вишневого сада ассоциируются у героя с воспоминаниями о времени былого могущества хозяев жизни. Метаморфозы, произошедшие с обществом, радуют его, но ощущается и ностальгия по минувшей эпохе. Лопахин не имеет ничего общего с «самодурами» Островского, он по-своему образован и умеет ценить прекрасное. Бездействие Гаева и Раневской побуждает его выкупить сад и разбить на участки для дачников. Образ сада в финале пьесы приобретает новое значение. Звук топоров становится аккомпанементом крушению человеческих судеб, трагической прелюдией нового века, связанного с еще одной драматической эмблемой. В унисон топорам звучат молотки работников, заколачивающих барский дом, в котором забыли Фирса. Тягостное существование героев завершается катастрофической подробностью, свидетельствующей об утрате миром духовности.

Практикум

Фабульные формулы русской литературы

Образ дома в русском романе xix века.

Сюжет любовного свидания.

Мир профессий литературных героев.;

Миф города (москва и петербург в русском романе).

Образ денег.

Функция эпиграфов в творчестве пушкина, толстого, достоевского.'

Образ снега в русской литературе xix века.

Мотив дороги и образы кибитки, телеги, поезда в культуре.

Иностранцы в русской литературе.

Мотив еды как способ типизации характеров.

Образ книги и круг чтения литературных героев.

Дуэль в структуре произведений пушкина, лермонтова, тургенева, толстого.

Французские реплики и их функция в русском романе.

Роль растительных эмблем в раскрытии внутреннего мира героев.

Функция литературных реминисценций в романах (Пушкина, Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского).

Трансформация известных литературных архетипов (русские гамлеты, донкихоты, макбеты).

Типология женского характера в русском романе XIX века.

Художественная функция образа сада.

Список литературы

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1993

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. — М., 1987

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1989

Веселовский А. Н. История или теория романа? — Л., 1939

Одинокое В. Г. Типология русского романа. — М., 1971

Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1975

Слово и образ. СПб. — М., 1964

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М.,.1995

Ястребов А. Л. Слово: воплощенное бытие. — М., 1994