Имение доживает последние годы, многие мотивы и темы, с ним связанные, перемещаются в сферу города, от них отсекается самое главное — та атмосфера простора и естественности, которая, не названная, присутствовала в самых драматических сюжетах даже на исходе дворянской фабулы в культуре. Скромными фрагментами перейдут в иные конфликты и любовное объяснение, декорированное стенами дома и чахлой парковой растительностью, и образ фруктов, ягод, смотрящихся сиротски на фоне декадентских ананасов в шампанском. Сюжет родового гнезда уйдет из культуры, оставив после себя грустное ощущение не успевшего появиться и уже разрушенного мира, намека на альтернативу мифологическим фантомам Москве и Петербургу, столь методично конструировавшим идею исключительности, что их мифы обрушились под собственной тяжестью. Произойдет очередная рокировка столиц, но будет утрачен символический и реальный противовес им, источник и пространство этической целостности национального мира, каким было имение. Мироустройство коллективного хозяйства станет пародией на уже необратимую жизнь, забытую культурой XX века.
Практикум
Становление русского романа. И. А. Гончаров. И. С. Тургенев
Романтические традиции принципа изображения характера:
а) своеобразие решения темы «утраченных иллюзий» («Обыкновенная история»);
б) столкновение двух жизненных позиций — мечтателя и практика («Рудин», «Дворянское гнездо»).
Проблема идеала и действительности, положительный герой в трактовке Гончарова и Тургенева:
а) трагедия «обломовщины» («Обломов», «Отцы и дети»);
б) утверждение эстетического идеала (образы Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой);
в) детерминированность главных героев идейным движением эпохи;
г) принцип «тайной психологии».
Тема «дворянских гнезд» и традиция русского семейного романа.
Список литературы
Пустовойт П. Г. Тургенев — художник слова. — М., 1979.
Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. — М., 1958.
Шаталов С. Е. Проблемы поэтики Тургенева. — М., 1969.
Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. — М., 1962.
Краснощекова Е. А. "Обломов" И. А. Гончарова. — М., 1970.
И. А. Гончаров в русской критике. — М., 1978.