Некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Так, соответствующими федеральными законами предусматривается создание таких некоммерческих организаций, как политические партии, профсоюзы <*>. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
14. Организационно-правовые формы юридических лиц (виды)
Юридические лица классифицируются в зависимости от степени имущественной самостоятельности. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды обладают имуществом на праве собственности. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также финансируемым собственником учреждениям имущество передается (закрепляется) собственником на ограниченном вещном праве. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения, а учреждения и казенные предприятия - на праве оперативного управления.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь: обязательственные права в отношении этого юридического лица, вещные права на его имущество либо не иметь прав на имущество юридического лица. Обязательственные права на имущество юридического лица имеют учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, пайщики производственных и потребительских кооперативов. Правом собственности или иным вещным правом на имущество юридического лица обладают учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащи целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
15. Граждане как субъекты гражданских правоотношений
Понятие «правосубъектность» и его содержание вводит наука. Категория «правосубъектность», с одной стороны, есть теоретический инструмент, технико-юридическое средство познания правовой действительности, с другой стороны, посредством данной категории вскрываются подлинные правовые реальности, которые обозначаются этим понятием. Проблемы гражданской правосубъектности всегда являлись одними из ключевых в науке, они продолжают привлекать внимание ученых и в настоящее время.
Каждая отраслевая правосубъектность имеет свое специфическое содержание. Разумеется, она включает в себя общие моменты, свойственные правосубъектности вообще. Каждая отрасль (в том числе и гражданское право) определяет круг субъектов и посредством правосубъектности указывает на то, какими правами и обязанностями они могут обладать и каким поведением вызывать к жизни эти права и обязанности, т.е. какое поведение субъектов является юридически значимым.
Исходя из общей теории права гражданскую правосубъектность можно определить как социально-юридическую способность лица, состоящую в государственном признании за ним в соответствии с потребностями общественного развития возможности участия в гражданских правоотношениях в роли носителя гражданских прав и обязанностей. Однако это определение основано на высоком уровне обобщения. Для более глубокого уяснения этого понятия необходимо проанализировать гражданскую правосубъектность в различных аспектах. Гражданская правосубъектность является тем особым юридическим качеством (свойством) лица, которое и позволяет ему стать субъектом гражданского права, и устанавливается, признается она только законом.
Правосубъектность не может рассматриваться в качестве естественного прирожденного свойства гражданина, это – создание объективного права. Правосубъектность гражданину сообщают только юридические нормы в соответствии с состоянием общества и потребностями его развития. Объем правосубъектности определяется политическим строем и экономическим состоянием государства.
При этом многие авторы полагают, что попытки закрепления в некоторых нормативных актах положений, вытекающих из теории естественного права о том, что качество субъектов права – носителей основных прав и свобод человек приобретает естественным путем, что они каждому принадлежат от рождения, в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией. Соглашаясь с тем, что правосубъектность есть создание объективного (позитивного) права, нельзя согласиться с тем, что гражданская правосубъектность физических лиц никак не связана с естественными правами человека. Гражданская правосубъектность именно физических лиц в объективном (позитивном) праве может быть определена оптимальным образом лишь с учетом положений естественного права. Поскольку гражданское право в современный период является ведущей отраслью частного права, то категория гражданской правосубъектности физических лиц взаимосвязана с естественными правами человека наиболее органично. Эта взаимосвязь должна быть познана и учтена законодателями в их нормотворческой деятельности.
1. До принятия ГК РСФСР 1922 г. отсутствовала легальная формула о гражданской правоспособности (в том числе и о правоспособности граждан). До введения нэпа экономические процессы протекали почти без какого-либо использования товарно-денежной формы. Но ни революционная, ни законодательная практика не исключали индивидуальной собственности в определенных размерах, ее наследования, не выходящего за установленные рамки, а также меновых отношений между гражданами, которые не наносили урона борьбе со спекуляцией, мошенничеством и т.п. В этих пределах законодательство и практика санкционировали гражданскую правоспособность советского гражданина независимо от того, содержалось ли в законе прямое указание о ней.
2. Введение общей законодательной формулы о гражданской правоспособности физических лиц совпало с введением нэпа и нашло закрепление вначале в Законе «Об основных частных имущественных правах» от 22 мая 1922 года, а затем –в ГК РСФСР 1922 года. В ст. 4 ГК РСФСР 1922 г. было определено, что граждане наделяются правоспособностью «в целях развития производительных сил страны».
3. Анализ гражданской правоспособности физических лиц углубился в связи с подготовкой и проведением второй кодификации гражданского законодательства. Основное внимание ученых было в этот период сосредоточено на выработке наиболее совершенных гражданско-правовых методов закрепления правоспособности и дееспособности советских граждан. В ст. 9 ГК РСФСР 1964 г. указано: «Способность иметь гражданские права и обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами РСФСР…». Однако содержание правоспособности граждан в ст. 10 ГК РСФСР 1964 г. формировалось под влиянием действующего на момент принятия кодекса разрешительного типа регулирования. И только в 1987 году Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР ст. 10 ГК была представлена в новой редакции, которая допускала возможность приобретения иных прав и обязанностей, кроме тех, которые перечислены в данной статье. Нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. о правосубъектности граждан действовали и в период перестройки экономики до принятия ГК РФ в той части, в которой они не противоречили новому российскому законодательству и Основам гражданского законодательства, введенным в действие на территории России. Развитие цивилистической мысли о гражданской правосубъектности, в том числе и о правосубъектности граждан, проанализировано в литературных источниках.
4. В современном гражданском законодательстве институт гражданской правосубъектности является одним из основных институтов гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит подраздел 2 «Лица», в котором содержатся общие положения о правосубъектности физических и юридических лиц, а также таких публичных образований, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Данный раздел открывается главой 3 «Граждане (физические лица)» – ст. 17–47), в которой вопросы правоспособности и дееспособности граждан получили нормативное закрепление с учетом новых принципов гражданского права как основной отрасли частного права. Кроме того, в разделе У1 ГК РФ – (Международное частное право) содержатся правила о том, какое право подлежит применению при определении правоспособности иностранных физических лиц.