Каждый из перечисленных составов преступлений «вносит свой вклад» в незаконный оборот наркотических средств. Так, по мнению Т.А. Боголюбовой, хищение наркотиков (ст. 229 УК), незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркотических культур (ст. 231 УК) являются, в частности, источниками обеспечения сырьевой базы незаконного оборота наркотиков, содержания притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК). Последнее, в свою очередь, способствует расширению сферы их незаконного оборота, вовлечению в наркотизацию все новых и новых лиц, именно через наркопритоны идет активное распространение наркотиков среди их потребителей [16. С. 61]. Изложенный анализ содержания понятий, являющихся базисными к «организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ», позволяет перейти к анализу и определению его составных – «притон», «организация», «содержание».
Систематизация анализ точек зрения по определению понятия «притон» [17. С. 296] показывает, что какой-либо принципиальной разницы в них нет. Отличие состоит главным образом в определении перечня объектов, которые авторы относят к притонам. Так, например, В.С. Комиссаров приводит следующее определение притона: «Притон – представляет собой помещение, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Это может быть жилое (квартира, дом, дача, номер в гостинице) или нежилое (отдельно стоящее здание, чердак, подвал, гараж) помещение, оборудованное для удобства потребления соответствующих веществ. Вместе с тем притон – помещение для неоднократного потребления наркотических средств или психотропных веществ» [27. С. 396]. При этом под помещением понимается постоянное или временное, стационарное или передвижное сооружение, предназначенное для размещения людей или материальных ценностей (завод, цех, музей, почтовое отделение и т.д.) [18. С. 91-92]; строение, сооружение, предназначенное для размещения людей или материальных ценностей. Оно может быть как постоянным, так и временным, как стационарным, так и передвижным.
Л.И. Романова под притоном понимает «место, где собираются лица, характеризующиеся антиобщественной установкой, безнравственным поведением, преступным прошлым, и иные подобные категории граждан для потребления запрещенных законом одурманивающих веществ. Таким местом может быть жилое (квартира, дом, дача) или нежилое (сарай, гараж, чердак, подвал) помещение, которое предназначено или даже специально оборудовано для удобства потребления наркотических средств или психотропных веществ собирающихся здесь наркоманов» [33. С. 219].
Существенное дополнение в понятие помещения привнесено ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 27 сентября 2002 г. На его основании в примечание к ст. 158 УК РФ внесены дополнения. В соответствии с одним из них (п. 3) под помещением понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Исходя из изложенного, можно дать следующее определение понятия притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ: «Притон – это любое жилое или нежилое помещение (строение) независимо от форм собственности, предназначенное для постоянного либо временного нахождения людей или размещения каких-либо ценностей, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ».
Организация притона, по мнению С.В. Полубинской, означает деятельность по его созданию [28. С. 283]. Автор раскрывает содержание указанной деятельности: подбор помещения, его наем, подбор клиентов. «Под организацией притонов понимается процесс поиска и обустройства помещения всем необходимым, создания в нем соответствующих условий для лиц, потребляющих наркотики. Приобретаются диваны, кровати, шприцы, наркотические и психотропные препараты и т.д. Проделывается также определенная работа по обеспечению конспирации, чтобы не быть разоблаченными. Налаживаются связи с поставщиками наркотического дурмана и вербовщиками клиентуры для обеспечения непрерывности процесса», — пишет Л.И. Романова [32. С. 221-224]. Точку зрения о понятии «организации» только как процесса по созданию наркопритона разделяют и другие авторы [34. С. 352 и 36. С. 544].
Определенной противоречивостью отличается определение понятия организации притонов, приводимое А.А. Энгельгардтом: «Организация притона, – пишет он, – предполагает действия, направленные на их создание», и здесь же утверждает, что «деяние считается оконченным с момента создания притона» [35. С. 91].
На наш взгляд, организация притона – это деятельность одного или нескольких лиц, направленная на создание или приведшая к созданию притона для потребления или изготовления наркотических средств или психотропных веществ (приискание помещений, подготовка приспособлений для употребления наркотиков, подбор клиентов или соучастников, их вербовка, разработка или подготовка конспиративных мероприятий и т.п. Вместе с тем, К.Ф. Шергина считает оконченным преступление с момента организации притона как результат определенных действий. Конкретно «организация», по его мнению, объективно может выражаться: в найме помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ, подборе лиц для содержания притона.
Основная разница в содержании понятия «организация» заключается в подходе авторов к определению момента ее окончания. Первые считают оконченным состав преступления уже на стадии действия по организации наркопритона, вторые – на стадии создания, как результата действий, третьи и сами действия и создание последних, как результат действий относят к оконченному составу преступлений.
Анализ приведенных точек зрения позволяет прийти к выводу, что «создание» притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ есть совершение любых действий, результатом которых стало предоставление любого жилого или нежилого помещения (строения) одним и тем же либо разным лицам и неоднократное (два и более раза) потребление наркотических средств или психотропных веществ. В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание притона, в силу его своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим, не зависящим от этого лица обстоятельствам, не привели к его образованию, они должны квалифицироваться как приготовление или покушение на организацию притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
Под содержанием притона Ю.Н. Аргунова понимает систематическое предоставление помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ, а равно внесение за него коммунальных платежей и т.п. При этом не имеет значения, какую цель, корыстную или иную, преследовал виновный, отмечает она [37. С. 2-4]. Систематичность предоставления помещения, по ее мнению, заключается в неоднократном (два и более раз) предоставлении помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления соответствующих средств или веществ.
«Содержание» охватывает и владение помещением, где открыт притон, отмечает К.Ф. Шергина [36. С. 444]. При этом «лицо, которое содержит притон, не обязательно является владельцем помещения, оно может снимать помещение для этих целей», – пишет она. «Содержание притона состоит в поддержании в нем порядка, обеспечении наркотиками, необходимыми инструментами и оборудованием, надлежащего ухода. Чаще всего содержание притона идет вслед за его организацией, так как, по сути, данные действия взаимно дополняют друг друга», — констатирует Л.И. Романова [32. С. 220].
Систематическое и грамматическое толкование термина «содержание» позволяет сделать вывод, что под содержанием притона следует понимать деятельность по обеспечению его функционирования в соответствии с целью, для которой он был создан. К таким действиям относятся, в частности, поставка в притон наркотических средств или психотропных веществ. Содержание притона, как правило, является логическим следствием его организации и совершается одним и тем же лицом. «Содержание» может образовывать и самостоятельную форму, например, когда притон содержат иные лица, в том числе и по найму, а не те, кто его организовал.
На основании вышеизложенного итожим:
1. В настоящее время происходит активация организованных криминальных группировок, чья преступная деятельность все больше концентрируется на территории Российской Федерации, где имеется емкий рынок сбыта наркотиков и условия для легализации наркодоходов.