Смекни!
smekni.com

Военная проза М.Шолохова и ее современные критики (стр. 2 из 2)

Известный американский исследователь Г.Ермолаев, чей многолетний труд на ниве шолоховедения не может не вызвать уважения, в своей книге "Михаил Шолохов и его творчество" также отказал главам романа "Они сражались за Родину" в каком-либо художественном значении, высоко оценивая при этом "Тихий Дон".

Конечно же, являясь автором выдающегося романа ХХ века, М.Шолохов в опре-деленной степени был обречен на то, что каждое его произведение будет сравниваться с "Тихим Доном". Думаю, что это удел любого великого художника. Однако сравнение, предложенное Г.Ермолаевым, на мой взгляд, не вполне корректно: если в "Тихом Доне" вопрос о том, кто победил в бою, имел часто второстепенное значение" [15], то в "Они сражались за Родину" описание боев, якобы, является "самоцелью". Но ведь нельзя не учитывать различный характер двух войн, описанных Шолоховым. Вряд ли вопрос "кто-кого" в 1942-43 годах был лишь "злободневным, пропагандистским и ультраорто-доксальным". Не братоубийственная гражданская, а отечественная война, в которой Гитлеру противостояли не Совдепия, не безнравственный сталинский режим, в которой на пути вражеских орд встала Россия, как ни высокопарно звучат в наши дни эти стро-ки.

В опубликованных во время войны главах практически не встречается имя Ста-лина, что вряд ли можно считать случайностью.

Нельзя не согласиться с Г.Ермолаевым в том, что, сражаясь за родину, наши сол-даты "волей-неволей <…> боролись также за сохранение сталинской тирании" [16]. Но ведь именно этот момент придал нашей войне и нашей победе глубоко трагический от-тенок. Победители не получили ничего и были ввергнуты в пучину новых испытаний и страданий. Уверена, что именно об этом думал М.Шолохов, создавая "Судьбу человека".

Как известно, самым непримиримым противником "Судьбы человека" стал А.Солженицын, заявивший о "слабости" рассказа, "бледности и неубедительности" его военных страниц. При этом ни сам Солженицын, ни его немногочисленные последова-тели, поспешившие объявить рассказ "лубочным", не утруждают себя аргументирован-ными доказательствами. Поэтому вполне закономерен вопрос: а стоит ли вообще спо-рить, если твои доводы и аргументы не принимаются во внимание, если шолоховеды во главе со авторитетным писателем главную свою цель видят не в том, чтобы убедить, а в том, чтобы посильнее ударить. Не заметили (или не захотели заметить) яростные нис-провергатели Шолохова, что в то время, когда А.Солженицын лишь работал над своим "Щ-854", когда в памяти людей еще были живы сталинские слова "у нас нет пленных, у нас есть предатели", М.Шолохов первым поставил перед собой великую цель: нравст-венно реабилитировать тех, кто пережил все ужасы фашистского плена, доказать, что человек может сохранить себя в бесчеловечных обстоятельствах. Да, он ничего не ска-зал о фильтрационных лагерях, об унизительных проверках и обвинениях бывших пленных в шпионаже. Но, во-первых, как справедливо отмечал В.Осипов, нельзя "су-дить рассказ за то, чего в нем нет" [17]. А во-вторых, у противников Андрея Соколова весьма оригинальное представление о послевоенной жизни героя как о счастливой и безоблачной. Прожженный ватник, неумело залатанные штаны, глаза, наполненные "неизбывной смертной тоской", больное сердце и произвол маленьких хозяев жизни - вот что заслужил защитник отечества, вынужденный скитаться по матушке России. Трудно представить, что такой большой писатель, каким, безусловно, является А.И.Солженицын, не смог увидеть то, что заставляет сжиматься сердца не одного поко-ления читателей.

И наконец, не слишком ли мы расточительны в своем стремлении отринуть все то, что было создано до нас?

Список литературы

1. История русской литературы ХХ века (20 - 90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для фило-логических факультетов университетов. -М., 1998. -С. 392.

2. Топер П. Гуманистический смысл подвига и проблемы войны и мира в мировой литературе //Гуманистический пафос советской литературы. -М., 1982. -С. 107.

3. Текст цитируется по изд.: Шолохов М.А. Собр. соч.: В 8 т. -М., 1985-1986. В скобках указаны том и страница данного издания.

4. Бакланов Г. Пядь земли. Повести и рассказы. -М., 1980. -С. 94.

5. Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война //Новый мир. - 1994. -№4. -С. 232.

6. Бакланов Г. Пядь земли. -С. 93.

7. Воробьев К. Это мы, Господи!.. //Наш современник. -1986. -№10. -С. 99.

8. Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война. -С. 232.

9. Там же.

10. Воробьев К. Повести и рассказы. -М., 1980. -С. 181.

11. Там же. -С. 121.

12. Бакланов Г. Пядь земли. -С. 83.

13. Там же.

14. История русской литературы ХХ века (20 - 90-е годы). -С. 392.

15. Ермолаев Г. Михаил Шолохов и его творчество. -С. -Петербург, 2000. -С. 169.

16. Там же.

17. Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова. -М., 1995. -С. 345.