Увеличение количества журналистов в конце XIX – начале XX-го веков ведет к еще большему смешению и размытости идейных платформ, что влияло на развитие русской журналистики на рубеже столетий.
Как результат этих процессов А.Волынский выделяет:
- выход искусства из под влияния журнальных направлений;
- ослабление роли журналов как типов издания;
- усиление роли газет в политической жизни общества;
«Журналы пользуются еще большим распространением, особенно в провинции, но они уже теряют свою цельность, свою выдержанность, превращаясь в какие-то энциклопедические сборники, которые во многих отношениях уже не удовлетворяют умственным запросам общества…»
И далее следует вывод, обобщающий эти, едва намечающиеся тенденции. Смешение типов журналов ведет к размыванию границ читательского ареала, к ослаблению их влияния, падению тиража и значит поиску форм воздействия на общественное мнение более адекватных времени и политическим настроениям. «Публицистика должна мало-помалу сделаться достоянием газет. По самой природе своей газета, а не ежемесячный журнал со скрипом запаздывающих политических статей, является ареной для политической борьбы: все здесь кстати, своевременно, звонко, потому что каждая строка газетного воззвания моментально возбуждает говор в сотнях тысяч народа. Каждый номер есть как бы почтовый поезд, который мчится на всех парах, разбрасывая свежие известия по всем городам и местечкам, не исключая захолустных станций. В этом отношении никакой журнал в мире не может соперничать с газетою. Что касается чистой науки и чистой литературы, то надо думать, что с течением времени они уйдут в книги или специальные издания научного и литературного характера».
Постулаты и анализ А..Волынского позволяют сделать выводы, что основное для движения русской журналистики обусловлено двумя важнейшими факторами:
- приверженностью к либерализму;
- «брожением» общественной мысли.
Эти факторы были реакцией на политическую систему власти, на поиски иных форм организации общественной жизни в России. Именно длительность и практическая бесполезность «брожения» в отечественной журналистике, отражавшей «брожение» в умах, закономерно привели к идеям большевизма, к жесткой диктатуре, в первую очередь политической. Выросший в подполье большевизм перенес все методы своей внутренней организации (конспирации и пропаганды) и борьбы за власть на свою деятельность и после захвата власти.
Из мыслей «чистого эстета» и «декадента» Волынского наиболее продуктивным оказался взгляд на газету как более динамичную форму периодической печати, отражающую сиюминутную важность политической борьбы. Он явственно подтвердился в годы революции, когда эта борьба стала обнаженной и бескомпромиссной.
Процессы общественно-политической борьбы нашего времени, становление бесцензурной демократической литературы и журналистики очень показательны. Возникновение социальных слоев общества, выражающих свои интересы в прямом политическом столкновении, до сих пор традиции деформируют новую прессу. Но идеи А.Волынского о развитии «чистой литературы» находят свое безоговорочное подтверждение. Рынок ориентирует литераторов не на политическую окраску своих произведений, а на запросы читателя. Это ведет к заметной деформации «партийности литературы», отходу от идеалов русской классики, ориентированной на воспевании добра, социальной справедливости, духовности и нравственности, защиту «угнетенных и обиженных».
Таковы уроки статьи А.Волынского.
Список литературы
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Т.1, - Ст. 1022.
2. А.Л. Волынский. Современная русская журналистика //Знание - сила, 1992, № 2, - с. 113.
3. Там же. Здесь и далее сноски на этот источник.