Смекни!
smekni.com

Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке (стр. 6 из 6)

«Героические» сюжеты мужского успеха используются, но ограничения, налагаемые на них культурной моралью, таковы, что оставляют носителям подобных сценариев узкое поле для проявления своих наклонностей: мафия, война, политика. Конфликтность этих сценариев высокая. Что объясняет упорное тяготение некоторой части нашего общества... но не будем продолжать.

Женские сказочные сюжеты морфологически демонстрируют аналогии и сходство как с медиаторными (травестийные сюжеты), так и с мужскими сюжетами. Существенные отличия начинаются там, где женщина понимается как богиня или в согласии с мифологическими представлениями уподобляется Природе («Спящая красавица»).

Психологически сценарии успеха, предписанные сказками женской героине, устарели более всего: в свете современного западного взгляда на женщину они и впрямь никуда не годятся - чрезмерно пассивны. Стоит обратить внимание, что по большей части активность для женщины в фольклорном мире и махровотрадиционном обществе начинается тогда, когда она становится бабушкой. Власть осуществляется через «сценарное управление» и психологические манипуляции внутри своего клана (современный вариант: круга общения) - и только.

Несмотря на свою анахроничность, в современной России пассивные сценарии не отброшены. Причем расставаться с ними не хотят ни общество, ни сами женщины. Вместо того чтобы отказаться от стратегии сервилизма, молодая российская женщина вновь склонна (тире вынуждена) выбирать пассивный сценарий. Это либо сценарий золушки (принц - иностранец из высокоразвитой страны; собственный начальник; «новый русский», выйдя замуж за которого можно не работать). Либо - унылая лямка «падчерицы»: скучная, низкооплачиваемая работа не по душе.

Женские сценарии почти все без исключения являются у нас, как и во всем мире, источником психологических ошибок. В социальной области наметились сдвиги к активной модели, но пока незначительные. Психологическая же сфера гораздо инертнее. По-прежнему наша сестрица Аленушка грустно посматривает на своего мужа (сына, брата) Иванушку, намеревающегося хлебнуть: «Не пей, Иванушка: козленочком станешь!». И готовится отдать себя в жертву Чудищу, надеясь его «спасти».

Список литературы

1. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М 1995.

2. Синявский А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж, 1991.

3. Малаховская И. Возвращение к Бабе-Яге. СПб., 1993.

4. Пропп В. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.

5. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. М., 1985-1986.

6. Геродот. История. В 9 кн. М., 1993.

7. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

8. Дюмезиль Ж. Скифы и Нарты. М., 1990.

9. Шанский И., Иванов В., Шанская Т. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 1987.

11. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. Сб. М., 1987.

12. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.

13. Библиотека русского фольклора. Былины. М., 1988.

14. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

15. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Париж, 1981.

16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

17. Пушкин А. Соч.. В 3 т. М., 1985.

18. Дорогами сказок: Сказки народов СССР. Ташкент, 1987.

19. Виноградова Л. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры М., 1989.

20. Сказки Эро Салмалайнена. М., 1991.

21. Повесть о прекрасной Отикубо. Две старинные японские повести. М., 1976.

22. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

23. Левинтон Г. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

24. Сказки народов мира. В 10 т. М., 1989. Т. VII.

25. Сокровища русского фольклора. Исторические песни. Баллады. М., 1991.

26. Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии. Сб. М., 1991.