В последнее время в результате усиления интеграции всех северно-европейских государств, включая Россию, также получил широкое распространение термин Баренц-регион, произведенный от названия европейской региональной организации: Совет Баренцева / Евроарктического региона.
Поскольку полный список государств северо-западной Европы достаточно велик и включает от 6 до 9 государств, в настоящей курсовой работе предметом анализа будет являться социально-молодежная политика трех ведущих стран данного региона: Норвегии, Швеции и Финляндии. Именно эти страны являются своеобразным «лицом» региона и демонстрируют типичный для него подход к решению социальных проблем.
Общими характеристиками данных государств являются следующие: малая численность населения при достаточно больших в европейских мерках территориях; высокий уровень урбанизации; умеренный климат (несмотря на то, что значительная часть территории скандинавских стран находится за полярным кругом, достаточно комфортные условия жизни в них создаются благодаря теплому течению Гольфстрим); наличие выхода к морю.
Социальное законодательство стран северной Европы характеризуется высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом значительную роль в предоставлении социальных услуг играют местные органы самоуправления, имеет место большой охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Такая модель социальной политики получила название «бевериджской» или социал-демократической.
Основу «бевериджской» модели составляет идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. Финансирование таких систем социальной защиты происходит через налоги из государственного бюджета. Приоритетным является принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости.
Социал-демократическая модель является разновидностью «бевериджской» и иначе называется скандинавской, или нордической. Главным признаком этой модели является универсализм: социальное обеспечение – это право всех граждан, гарантированное главным образом государственным сектором (бюджетом). Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения, поэтому в скандинавских странах одни из самых высоких налогов в мире. Например, в Швеции уровень налогообложения составляет около 67%.
Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание армии, полиции, университетов и т.д. Итогом такой активной перераспределительной политики явилось полное решение проблемы бедности. Однако, не решенной в скандинавских странах остается проблема так называемых «слабых» групп (дети до 6 лет и «неправильно воспитанные» дети, трудные подростки, старики, инвалиды, безработные, нарко- и алкоголезависимые). В настоящий момент подход к решению проблем данных групп базируется на следующих принципах:
1. Одинаковая ценность всех людей независимо от возраста и производительности.
2. Добровольность (со стороны получателя) предоставления социальных услуг.
3. Непрерывность и всесторонность социальной помощи.
4. Гибкость и доступность социальной защиты.
Для реализации данных принципов в государственных социальных службах занято большое количество работников, большую часть из которых составляют женщины. В целом социал-демократическая модель предполагает достаточно успешное использование корпоративности, результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества благосостояния.
Рассмотрим некоторые национальные особенности реализации социал-демократической модели в скандинавских странах.
В Финляндии впервые специальные законы о социальной защите были приняты в 1936 г. Государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в жизни общества административными мерами. С 1984 г. действует закон об организации обслуживания и оказания услуг социального характера, в котором систематизированы прежние разрозненные законы в этой сфере.
В настоящее время важнейшее место в социальной политике отводится муниципальным властям. Коммуны обладают большой степенью самостоятельности и, опираясь на право взимания местных налогов с населения и предприятий, сами решают вопрос об организации на территории коммуны сферы социальных услуг. Первичное социальное и медицинское обслуживание населения осуществляется полностью за счет муниципальных учреждений. Приоритетом для коммун является большое внимание быту населения, создание условий для воспитания и развития детей, повышение комфортности жилья. В социальной политике принимают активное участие не только официальные муниципальные власти, но и общественные движения.
Все 460 финских коммун поделены на категории, в зависимости от сложившегося уровня обеспечения и необходимой поддержки и получают соответствующие субсидии от государства, размер которых в 90-х гг. колебался от 29 до 63% всех расходов коммуны на здравоохранение и социальную помощь.
Финская система социального обеспечения имеет три основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения и здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и третий – социальное страхование.
В целом за время своего существования социальная политика Финляндии прошла три этапа децентрализации. На первом этапе происходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором – от коммун к микрорайонам и общинам, а на третьем – коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Шведская модель социальной защиты отличается универсальностью, т.е. охватом всех слоев населения. Основным принципом этой модели является принцип солидарности, который состоит в том, что все граждане равным образом и независимо от социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Швеция – страна с одним из наиболее высоких показателей числа социальных работников на душу населения в мире. Число профессиональных социономов в стране оценивается в 18 тыс. человек, причем вузы страны осуществляют ежегодный выпуск около 1000 специалистов. Кроме того, в Швеции насчитывается несколько сотен тысяч социальных работников без высшего образования.
В социальном законодательстве Швеции реализован интегральный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания, как и в Финляндии, относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого они постоянно проживают.
В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который при желании может организовывать и районные комитеты. Работа в муниципальных и районных комитетах ведется по следующим направлениям:
– Планирование и проектирование коммунального обслуживания в социальной сфере.
– Улучшение социальных условий конкретных групп населения.
– Индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам.
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Благодаря национальной солидарности и высокому уровню самосознания оказалось возможным проводить налоговую политику, которая в сочетании с социальной образует механизм равномерного распределения личных доходов граждан.
Норвегия – это государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы в стране составляет около 30% государственного дохода, каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере здравоохранения. Организация социальной защиты основана на выделении трех уровней: государственного, регионального, муниципального.
В Норвегии существует три основных типа социальных служб: государственная служба, финансирование которой осуществляется на бюджетной основе. Службы регионального уровня, получающие финансовую поддержку от крупных организаций или правительства; социальные службы, образованные в результате частых начинаний и финансируемые частными лицами или общественными организациями, движениями, церковью. Таких служб в Норвегии большинство.
Выделяются следующие приоритетные направления социальной политики в Норвегии: социальное страхование и пенсионное обеспечение; контроль употребления алкоголя; защита детей; охрана здоровья населения.
Коммуны в Норвегии обязаны оказывать экономическую помощь людям, которые не состоянии сами обеспечивать себя материально или заботиться о себе. В каждой коммуне есть служба, которая оказывает социальную помощь.