В юридической литературе неизменным на протяжении последних ста лет и вполне обоснованным является тезис о том, что в механизме преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным личностным характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации.
Важно не наказывать несовершеннолетних, хотя речь не идет о полном отказе от наказания, важно осуществлять грамотную политику в направлении предотвращения преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетним. Важно постоянно совершенствовать систему правосудия в отношении несовершеннолетних, учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы.
Проще, эффективнее и целесообразнее - предотвратить, осуществить профилактические меры, нежели чем, справедливо выносить наказания несовершеннолетним.
Сказанное подтверждают и статистические данные. Так, по данным Ю.И. Бытко, среднестатистическая вероятность рецидива у несовершеннолетних, осужденных за первое преступление к лишению свободы, приближается к 57 процентам, причем чем моложе возраст преступника, тем более вероятен рецидив в его биографии.[17] Кроме того, совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом.
Преступление, совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. Как подчеркивает Р.М. Резник признание несовершеннолетнего преступником, как показывают исследования, влечет за собой новый статус, являющийся основой образа жизни личности, который детерминирует ее деятельность и поведение, а роль преступника в определенной мере выделяет и обособляет его из общей массы, затрудняя тем самым включение его в новые положительные социальные роли или восстановление им утраченных.[18]
Повышенная опасность привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности заключается в том, что в результате отрицательного воздействия на процессы воспитания у несовершеннолетних могут выработаться искаженные, деформированные представления об определенных социальных, нравственных, мировоззренческих ценностях и установках.
Происходит деформация личности, влекущий деградацию и распад общества, что, безусловно, наносит урон будущему страны и государства.
В действующем уголовном законодательстве РФ выделяется специальный раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», включающий Главу 14 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних» - сам этот факт говорит о повышенном внимании законодателя к проблематике уголовной ответственности несовершеннолетних. Принцип применения особенных правил уголовной ответственности несовершеннолетних пронизывает всю отрасль уголовного права.[19]
Особенность правового статуса несовершеннолетнего, в виду его несформированности, приводящей к тому, что любое негативное воздействие на него может стать основой развития той или иной личностной девиации, а в силу этого и общественная опасность посягательств на процесс формирования личности несовершеннолетнего, обусловили и факт выделения в УК РФ самостоятельной группы преступлений против несовершеннолетних (глава 20 УК РФ). При этом вызывает интерес генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка. эксперты констатируют, что «едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого (примерно 90 %)».
Таким образом, рассматривая уголовную ответственность несовершеннолетних, необходимо учитывать, что в большей части случаев, сами несовершеннолетние являются объектом преступлений со стороны более взрослых преступников.
Несовершеннолетний - ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому (подп. «а», п.2.2 Пекинских правил). Это правило следует формулировке второго принципа Декларации прав ребенка (Резолюция 1386 (XVI), закрепляющему, что «при издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».[20]
Минимальные пределы возраста уголовной ответственности различны и определяются в зависимости от исторических и культурных особенностей той или иной страны. Так до революции в России несовершеннолетним считался молодой человек до достижения возраста 21 год. Во многих зарубежных странах и сейчас действует именно такой возрастной критерий совершеннолетия. И здесь необходимо подчеркнуть, что установление пределов возраста уголовной ответственности – является легальным критерием определения способности ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические аспекты, то есть в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его или ее восприятия и понимания, к ответственности за явно антиобщественное поведение.
В случае если возрастной предел уголовной ответственности установлен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным. Разве может нести уголовную ответственность ребенок, скажем, 5 лет? Наделен ли он способностями перенести, связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические аспекты?
Как показывает анализ российского законодательства на предмет института совершеннолетия, в целом существует тесная взаимосвязь между понятием ответственности за свой действия и бездействия (в том числе, правонарушение или преступное поведение) и другими социальными правами и обязанностями (такими, как семейное положение, гражданское совершеннолетие и т.д.).
Гражданское, семейное и уголовное законодательство определяют единый возрастной критерий самостоятельности, дееспособности, возраста, с которого лицо несет ответственность за свои противоправные действия и бездействия. Так, статья 60 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Гражданский кодекс РФ также связывают наступление дееспособности с достижением возраста 18 лет закрепляя: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Одной из особенностей правового статуса несовершеннолетнего в уголовном праве, в частности, привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности - является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.
Дифференциация возраста, с которого наступает уголовная ответственность, проведена законодателем в ст. 21 УК РФ. По общему правилу ч. 1 ст. 21 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за (ч. 2 ст. 21 УК РФ):
- убийство (ст. 105);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
- похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131);
- насильственные действия сексуального характера (ст. 132);
- кражу (ст. 158);
- грабеж (ст. 161);
- разбой (ст. 162);
- вымогательство (ст. 163);
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);
- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 167);
- терроризм (ст. 205);
- захват заложника (ст. 206);
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 213);
- вандализм (ст. 214);
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).[21]