Как видно, новгородский полемист в своем "Послании" прибег к аргументации разного характера и содержания. Во-первых, он опирался на авторитет "Библии", святоотеческих и прочих церковных писаний. Во-вторых, для него были весьма значимы свидетельства очевидцев, а также сила собственных впечатлений. Наконец, нельзя было не принять во внимание и доводы разума. Трудно сказать, как отнесся к доказательствам новгородского архиепископа Феодор Тверской. Но очевидно, что в ходе размышлений Василия Калики отразилось буквально-реалистическое понимание системы христианских ценностей, сказалась психологическая склонность к вере через осязание явлений и утверждение таким образом их конкретности, проявилась религиозная позиция апостола Фомы, чуждая символизму и мистике. Не случайно митрополит Макарий (Булгаков) находил сочинение полемиста "странным". Тем не менее, это произведение привлекло к себе заметное внимание древнерусских грамотников; в XVI столетии, как уже отмечалось, оно было включено в общерусское летописание, а сам Василий Калика был причтен к лику святых. И, видимо, в глазах русского церковного народа такое к нему отношение было вполне оправдано. Этого архипастыря, например, можно смело считать защитником православия, если иметь в виду распространившуюся на севере Руси с XIV в. и долго затем сохранявшуюся ересь стригольничества с ее отказом от института церкви и от церковных таинств. Ведь несомненна исключительная важность положительного решения обозначенной в его "Послании" проблемы. Думается, для новгородского полемиста было в высшей степени принципиально с точки зрения соблюдения истинной веры доказать и реальность "мысленного рая", этого не чувственного, но представимого места, которое, однако, не есть видение и не есть призрак; и реальность "земного рая", который видеть просто невозможно в силу поврежденности человеческой природы грехом. "Рай земной" - альфа, а "рай мысленный" - омега промысла Божия о мире и человеке. Неверие в то и другое, по Василию, превращается, в сущности, в отказ от всего библейского и церковного предания, в отказ от вероисповедных основ церкви. Да и сама церковь, кроме того, как устроение Господне в историческом отношении есть ничто иное как алтарь Господень в богословском и литургическом смыслах! Это - то место, где реально присутствует Бог и куда молитвенно устремлена душа человека. Соответственно, церковь реально являет собою рай. Таким образом, возникшие в Твери споры представляли собой серьезную угрозу единству веры в церковном народе. А сказанное об онтологической логике рассуждения новгородского архиепископа Василия Калики позволяет по-новому интерпретировать созданное им произведение, - прежде всего, как апологетический трактат, как попытку преодолеть досужие и опасные домыслы.