Этиассоциацииобращаютмысльчитателякантичномуискусствусегогероизациейгражданскойактивностичеловека. Фигурыдвух «уцелевшихдекабристов»обретаютнагляднуюмасштабность — итрагическоеосвещение. Адлязаострениядогротескакартинынесоответствиявеликосветскогомертвогоболотаиобреченныхнаразрушениевнем «изящных»колонндобавленвнеевыразительныйштрихизживотрепещущейреальности: полицияподбираетосколки. Издесьжехудожникдоверительноделитсясчитателемобщимираздумьямиосвоихпринципахреалистическоговоссозданияэтихподлинныхлиц: «Ялучшемногихзналихнедостатки, нодляменяонибылибиблейскимиличностями, живымилегендами, яихпринимал, какониесть, неторгуясь, небракуя, ипотому-то, может, лучшедругихпонялихтрагическоеявление. Онибылисломанныелюди...» Можноли «упрекнутьчеловекаспереломленнойногой, чтоонхромает»? (XVIII, 89—90).
Такимобразом, писательподчеркивает, чтоегореалистическийспособотражения «вершинных»живыххарактеровтребуетнекропотливойпередачимелочейбыта, нюансовежедневныхотношенийиликапризовчеловека, оказавшегосянасильственноотрезаннымотдостойнойдеятельностииблизкогокруга, амасштабногопоказаегороли — «благодаряличнойэнергииисиле»ивопрекистольнеблагоприятнымобстоятельствам — вдуховномдвиженииобщества, в «большомвремени»историческогоразвитиястраны. Кстати, сравнениес «библейскимиличностями», всущности, утверждаетпоэтическуютрадициюихизображенияименноЧаадаевым. Традициюеговдохновенных, написанныхрезкимиконтрастнымимазкамипортретов «великихлюдейБиблии», сочетавшихдуховнуюсилу «творцовбудущего» — ипростоту, толерантностьвобычномобщениислюдьми. Разумеется, этатрадициярешительнопреображаетсятворческимсознаниемГерцена. ВромантическомдвоемирииЧаадаева «жизненность»изображениябиблейскихличностеймотивировалась, посути, внушениямиПромысла. УГерцена «легенда», освобождаясьот «сверхчеловеческого»мотивировочногоплана, поистинеобмирщается, становится «живой», овеваетдыханиемвековреальнуюжизнь, благородныепомыслы, земныеконфликтыиметаниясовременногочеловека, одержимогоидеейсвободыипрогрессачеловечества.
Наслиянииэтихдвухмировыхпоэтическихтрадиций — библейскойиантичной — мемуарныйпортретживоголицаобретаетсвойствасуггестивности, отличающиенемеркнущиеобразыискусства. Онподнимаетсявполевысокогонапряженияэстетическихкатегорий — прекрасного, возвышенного, трагического, воплощаявеличиечеловеческогодуха — иеготрагическуюсломленность. ТрагедияЧаадаевавтворческоммиреГерценапредстаетвдвухсвоихипостасях: кактрагедиянеравнойборьбысвободнойличностисполитическимЛевиафаномгосударства-жандарма, прямымнасилиемвыбивающегоизрукстрастногопублицистаперо, икактрагедиямысли, бесстрашноотвергшейвпоискеистинымногиеофициальныепредрассудки, ноостановившейсяпередпоследнейпреградойнапутиксвободечеловеческогоразума — веройвстоящийнаднимВысший. Восознаниихудожникаэтавнутренняяостановкаиоставлялатулазейку, черезкоторуювнешнеесверхдавлениемоглопроникатьвдушу, уродуя, ломаяее.
ПисательреалистическификсировалвБиДтакиемоментыслабости, отчаяния, призывовксмирениюпередпланамиВсевышнего. Притомделалэтосбольшимтворческимтактом, обобщаясвоинаблюдениялишьвпопутныхбеглыхкоррективахповествователяипредоставляявесомоесловодокументу: беспощадномусамоанализуперсонажавегопрощальномписьме. Разумеется, уавторабылиииныежизненныевпечатления, сознательнооставленныезапределамиструктурыукрупненногоисторическогопортрета, чтопомогло «лучшедругихпонять»сущностьвнутреннейтрагедии, выделитьееэстетическуюмасштабность. ПридатьмемуарномупортретуЧаадаевасвойства «изящнойсоразмерности» — трагическойгармонииискусства.
Новкраткомэпилоге 1864 годаавторнеограничилсялирическимиметафорамииэстетическимираздумьями-ассоциациями. Онвоспроизводитдалеепоследнююсценусвоегореальногообщениясдругом — «напрощальномужине»передотъездомизРоссии. Герценпредложилпервыйжетостзанего, старейшинуцелогокругапередовойинтеллигенции. «Чаадаевбылтронут, нототчаспринялсвойхолодныйвид, выпилбокал, селивдругопятьвстал, подошелкомне, обнялменя, пожелалнамсчастливогопутииссловами <...> “мнепора”вышелвон», — пишетмемуарист. Ипродолжает: «...Стройная, прямаявстаростифигураЧаадаеваисчезлавдверяхсередьприутихшегопираитакосталасьвмоейпамяти» (XVIII, 90—91). Оннестремитсяпроникнутьнепосредственнововнутреннее, психологическоесостояниеперсонажа: передатьегоестественнуювзволнованность, авозможно, растерянностьилигрусть, мгновенновозникшийиподавленныйстрах, — наконец, восторжествовавшуюгордостьтакимпризнанием... Всюэтугаммучувствавтортактичнооставляетнадолювоображениячитателя, асамнесколькимискупымиштрихамипомечаетлишьвидимое: жесты, слова, движения, общийабрисстройнойивстаростифигуры.
Иэтотстрогийлаконизмрисунка, егоживаядинамика, накладываясьнапредшествующиеассоциациисразрушеннойантичнойколонной, вызываявпамятитакжепрощальноеписьмоЧаадаевакавторузаграницу (см. разд. 5 наст. статьи) — письмо-наказиисповедь, дваждыприсутствующеевБиД, — создаютудивительнуюэстетическуюзаконченностьвсегомемуарногопортрета. Онвырастаетвторжественныйсимволмужестваивеличияличности, вступившейвединоборствоспорабощающимчеловекастроемнасилия — исломленнойим. Ондолженостаться «живойлегендой», однимиз «отцов-maestri [наставников. — итал.]» дляследующегопоколения. Только «восторженноеуважение» «всердцечеловека»ктакимпредшественникамможетсохранитьздоровьеибогатствоего «внутреннейжизни», убеждаетавторюногочитателя — «будущегодруга» (XVIII, 90—91).
Итак, трихудожника-мыслителя, привсемразличииихмировоззренческихпредставленийоприроде «лица», прирезкомсвоеобразиипринциповобразноговоплощенияхарактера, всвоихзначительныхтворениях, будьтоэпический, лирический, мемуарныйжанровыйинвариант, воссоздаютгармоническуюцельностьвидениячеловекаимира — илисвоюстрастнуюустремленностьктакойгармонии. Мысльонейвсегдасвязанаприэтомсвыходомличностивовне, клюдямижизнивеебесконечномдвижении — кдеятельномуучастиювнем, азначит — кживойцепипреемственноститворческихусилийпоколений.
Всвоихотрывочныхнаблюденияхнадтремяхудожественнымисистемами, надихсложнымисоприкосновенияминауровнеформированиядуховнойструктурыперсонажамнехотелосьвыделитьцепьтакойпреемственности, существующуювэтойобластисозиданиякультуры. Творениягуманистическогоискусствасвязывает (ивданномслучаеэтопрослеживается, полагаю, достаточнонаглядно) устремленностьквоссозданиюгармонии, соразмерности, красотывжизничеловеческогодуха. Тойкрасоты, котораяипризванаспастинаштрагическиймир.
Список литературы
1ГершензонМ. О. П. Я. Чаадаев. Жизньимышление. СПб., 1908. С. 75—76. жирнымшрифтомвездевцитатахнабрантекст, выделенныймной. — С. Г.-Л.
2ДостоевскийФ. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. ХХIХ1. Л., 1986. С. 113. Далеессылкинаэтоиздание — втексте, слитерой «Д» передобозначениемтомаистраницы.
3ЧаадаевП. Я. Полн. собр. соч. иизбранныеписьмав 2 тт. Т. I, М., 1991. С. 327, 334. Далеессылкинаэтоиздание — втексте, слитерой «Ч». Изменениявпереводенеоговариваются.
4См.: СмирноваЗ. В. ПроблемаразумавфилософскойконцепцииЧаадаева / Вопросыфилософии. 1998. № 11.
5ГерценА. И. Собр. соч. в 30 тт. Т. II. М., 1954. С. 226. Далеессылки — втексте.
6ЗеньковскийВ. В. Историярусскойфилософии. Т. I. Paris, 1989. С. 164—165, 294 идр.
7СмирноваЗ. В. РусскаямысльпервойполовиныХIХвекаипроблемыисторическойтрадиции (Чаадаев, славянофилы, Герцен) // Вопросыфилософии. 1995. № 9. С. 103, 104.
8 «ПрошлоеРоссиибылоблестяще, еенастоящееболеечемвеликолепно», а «будущее <...> превосходитвсе, чтоможетпредставитьсебесамоесмелоевоображение» (цит. по: ЖихаревМ. И. ДокладнаязапискапотомствуоПетреЯковлевичеЧаадаеве // Русскоеобщество 30-хгодовХIХвека. М., 1989. С. 105).
9Здесьвакадемическомизданииошибочно: виядения — вследзаопечаткойОЗ.
10См., вчастности, гл. III кн.: Гурвич-ЛищинерС. Д. ТворчествоГерценавразвитиирусскогореализмасерединыХIХв. М., 1994.
11БахтинМ. М. ПроблемытворчестваДостоевского. Киев, 1994. С. 196, 297; ср. с. 299.
12См. наброскинаполяхчерновика: ДХХVI, 315—316; ср. основнойтекст, 158—159; примеч., 504—506.
13См.: ДолининА. С. ПоследниероманыДостоевского. М.—Л., 1963. С. 112—126; Литературноенаследство. Т. 77. С. 455—460; Розен-
блюмЛ. М. ТворческиедневникиДостоевского. М., примеч. вД XII—ХVII.
14Впримечанииприведеноещемножествореалий 1840-хгодов, которыемоглибытьпародийнообобщены. Внабросках «прототипических»фактовбылоещебольше.
15Внастоящеевремядостоверноизвестноотрехвстречах:
16 июля 1862 годаДостоевскийпреподнесГерцену «ЗапискиизМертвогодома» — «взнакглубочайшегоуважения». 19 июляГерценподарилемусвоюфотографию, 20 июляДостоевскийдаритГерценусвою.
16ДрыжаковаЕ. Н. ДостоевскийиГерцен (Уистоковромана «Бесы») // Достоевский. Материалыиисследования. Т. I. Л., 1974.
С. 221.
17ТургеневИ. С. Полн. собр. соч. иписемв 30 тт. Письма. Т. III. М., 1987. С. 122 (письмокГерценупослепрочтенияч. I БиД).
18Судяпоеезаписям, ДостоевскийчиталГерценавДрезденеежевечерне (аднем «часамипростаивал»вЦвингереукартиныРафаэля), — затемразыскивалвкаждомгороде, кудаониприезжали, вмагазинахибиблиотеках, томаБиД, ПЗ, «Колокол» (врезультате, очевидно, перечиталвсеопубликованныечастииглавымемуаров). См.: ДостоевскаяА. Г. Воспоминания. М., 1987. С. 169, 170, 173, 377, 378.