ПисательсравниваетдалеепостепениреализмаобразыПростаковойв «Недоросле» («онавыведенатожесбокуиневполнойправде») — ипушкинскойкапитаншиМироновой («тожетип, комическое, новполнереальноелицо, апотомуивполнеужеправдивое»). Всюжизньонадержаламужа «вкомическомподчинении, казалосьбы, инеуважала», новмоментрасправынаднимпугачевцевнашла «всердцесвоемивсюонемправду», прокричавбесстрашновлицоубийц, «чтоонудалаяголовушка, бравый <...> молодец». «Имыужепонимаем, чтоивсюжизньона»уважалаего «просебяблагоговейно, акапитанпонималэто». «Сталобыть, тут <...> полнаяправдаихжизни» «иумилительнаяправдаихлюбви». Знаменателенокончательныйвыводизэтоголитературно-эстетическогопассажа: «...вреальнойтолькоправдехудожникможетвыставитьвсюсутьделаиправдуего, указатьнаконецисточникзла, заставитьвассамихпризнать “облегчающиеобстоятельства”» (Д XXVI, 304, 312—314).
Переднамивескиеразмышлениязрелогохудожникаопринципахреалистическойтипизацииииндивидуализации, омногостороннемизображениихарактера. Анализируяисопоставляяобразыизвестныхгероев, Достоевскийодновременно, всущности, четкоформулируетсвоитребованияксобственномутворческомуметоду. Нарядусударнойостротойобобщениятипическоговхарактереперсонажа, заветнаяцельхудожника — воссоздатьвнемсовсейвозможнойполнотойсокровеннуюжизненную «суть»личности, еереальныхотношений, еевнутренней «правды». Этираздумьянастолькоперерослиграницыполемическогопервотолчка, чтоони, естественно, осталисьвнепределовокончательноготекстастатьивДП (ктомуже, автормогпочувствоватьи «нестыковку»такихпрограммныхположенийобобъективностиреалистическогоискусствасрезкосубъективнымнастроемстоль «ожесточенной», поегооценке, статьи — ДХХХ1, 200). Притомразвернутыйвариантэтого «Литературногоурока»наполяхчерновогоавтографанезачеркнут, аочерченфигурнойскобкой, чтоподтверждает, думается, важностьегодляавтора, желательностьпоследующейотдельнойразработки (Д XXVI, 304, 314). Иразумеется, необходимостьучитыватьприведенныемысливобщихсужденияхобэстетическихустановкахписателя.
7
Длянашейжетемыописанныераздумьяимеютиспецифическуюценность. Онипомогают, вчастности, увереннееосознатьсамонаправление, отдельныеэтапы, конкретныенюансывсложномпроцессеформированияхудожникомтакихцентральныхобразов-типовегопозднихидеологическихроманов, какСтепанВерховенскийилиВерсилов. ВходемноголетнихизученийвсегомассиварукописейА. Долининым, Л. Розенблюмидругимиученымиустановлено, чтовобширномпространствереалий, использованныххудожникомвработенадэтимиперсонажами, весьмазначительноеместозанимаютдетали, восходящиекдействительнымэпизодамжизни, свойствамличностейЧаадаеваиГерцена (разумеется, вавторскомпреломлении). Нафигурыгероевпроецируютсяотдельныеподробностибиографии, портрета, бытаэтихлиц, живыечерточкипсихологии, вкусов, отношенийихсокружающими. Аглавное — некоторыемировоззренческиеформулы13.
С «идей — героевдиалога»иначинаетсядвижениезамысла: с «поисковцельногоголоса», которыйвыражалбыобщийтипсознания, участвующийвэпохальномидейномконфликтепроизведения. Искомыйголособозначаетсяподчаснапервыхпорахименемреальноговидногодеятеляопределенногоидейноголагеря. Так, обобщенныйстроймыслирусскогозападника, «либерала-идеалиста» 40-хгодоввдиалогеснигилистами 60-х, составляющемцентральныйконфликт «Бесов», первоначальноусловноориентированнафигуруГрановского. Или (каквзамысле «Житиявеликогогрешника») основыатеистическоймораливпротивостояниихристианскойдолженбылпредставлятьЧаадаев (!) вкупесего «гостями» — Белинским, Грановским... Вернее, «неЧаадаев», а «толькоэтоттип». Ноесливстатьеиличерновыхнаброскахроманаширокообобщаемыйписателемстроймыслиантагониста — «героядиалога» — фиксировался, какмывидели, вэмоциональнозаостренныхопределенияхиливимениизвестногодеятелятакогосклада, тодляразвитияхудожественногозамыслаэтобылалишьперваястадиясложнейшейработыпопревращениювыделенноготакимпутем «сухогоостатка» («типа») вновую, художественнуюреальность — в «цельныйголосмировоззрения», тоестьсоздаваемуювоображениемтворцаличностьперсонажа — носителяэтого «голоса». Вымышленное «лицо»должнодляэтогобытьсвязаносподлиннойдуховнойжизньюэпохимногиминитямипривычныхпредставленийипримет, окруженознакамиобщейпамяти, накапливающимиучитателясознательныеиподсознательныеассоциациисисторическимвременемиегодействующимилицами.
Так, сняввокончательнойредакции «Бесов»однозначнуюпрототипическуюсвязьгероясличностьюТимофеяНиколаевичаГрановского, авторсохраняетлегкийследеевсамомзвучании, точнее, всемантико-фонетическойструктуреименигероя — СтепанТрофимовичВерховенский. Подчеркиваетсяжевпредыстории «человекасороковыхгодов», накоторыепришелсяпикобщественнойактивностиперсонажа, соотнесениееесхарактеромдеятельностилидеров «западничества»вцелом, притомсоотнесениеисближающее, иодновременноакцентирующееразномасштабность: «...одновремя, — впрочем, всеготолькооднусамуюмаленькуюминуточку, — егоимямногимитогдашнимиторопившимисялюдьмипроизносилосьчутьненарядусименамиЧаадаева, Белинского, ГрановскогоитолькочтоначинавшеготогдазаграницейГерцена».
Тажедвойственностьдеталей (иихблизостькреальнымобразцам, иихявносниженныйрегистр) неукоснительновыдержаназатемвсамомописании «гражданскихподвигов»героя, заостряющеммизерностьегоякобыпротестныхакций, отвлеченность, «беспредметность»умственныхинтересов («нескольколекций, икажется, обаравитянах»вуниверситете, прекращенныхначальством; диссертацияо «несостоявшемся»вначале XV века «ганзеатическомзначениинемецкогогородкаГанау», «больноуколовшая»славянофилов; начало «глубочайшегоисследования»о «нравственномблагородствекаких-торыцарейвкакую-тоэпоху», напечатанноев «прогрессивномжурнале», зачтотот «пострадал», окончаниеже «запрещено», а «вероятнее», инедописано — излени; наконец, ещеюношескаярукописнаяпоэма-аллегорияодвижении «всехнародов»к «новойжизни», найденнаякконцу 40-хвтрех «списках»ипризнанная «опасною», атеперьопубликованнаязарубежом).
НебрежныйтонХроникера, вернее, тонироническогопанегирика, делаетособенносмешной — поконтрасту — никчемность «глубочайших»трудовгерояимнимую «серьезность» «претерпенных»заних «гонений». Так, сам «тип»мышленияихарактеробщественных «деяний» «либерала- идеалиста» 40-хгодовдолженпредстатьвосмеиваемойфигуремалозначительногоучастникадвижения, «толькоподражателя»видныхзападническихавторитетов. Ивместестемего «послужнойсписок»построеннаузнаваемыхпародийныхассоциацияхссобраннымивоединозначимымисобытиямиихидейных, творческихбиографий (какзакрытие «Телескопа»послепубликации I ФПЧаадаева; цензурныйзапретнапродолжениев «Современнике» 1848 годастатьиГерцена «Несколькозамечанийобисторическомразвитиичести», оставшейсяпотомунезавершенной; иликругтемсредневековойГерманиивдиссертацииГрановского «Волин, ЙомсбургиВинета»; илиюношескаяромантическаяпоэмаВ. С. Печерина «Торжествосмерти», напечатанная, каки «сценарии»ранних «фантазийвстихах»Герцена, вЛондонев 60-егоды, ипр.)14.
Предельноироническизаостряяэтифактывпроекциина «славное»прошлоевымышленногорядовогоперсонажа, Достоевскийстремится «осатирить»веголице «типическиедурныечерты» (Д XXVI, 313) всеготечениярусскойзападническоймысли 40-хгодовиегоисторическуюрольвидейномдиалоге 60-х. Онподбираетдляконкретизации «типа», приданияперсонажухудожественнойживостиидругиеподлинныедеталибыта, психологии, фабульныемотивы, почерпнутыеизсобственнойпамяти, измемуаровсовременников, нопреломленныепопреимуществустольжецеленаправленно. Так, вподготовительныхматериалах, подрубрикой «Характерныечерты», появляютсяязвительныестроки: «Становитсебябессознательнонапьедестал, вродемощей, ккоторымприезжаютпоклониться, любитэто» (Д XI, 65). Очевидно, здесьврезкомретроспективномракурсефокусируютсяиличныевоспоминанияовстречахсГерценомвовремясобственнойпоездкикнемувЛондонвиюле 1862 года15, и, возможно, наблюдениятамнадегообщениемсдругимигостямиизРоссии, аглавное — предвзятовоспринятыеописаниявБиДэтого «паломничества» (см. XI, 295—329), достигшего, пожалуй, апогеяинтенсивностиименнолетом 1862 года — вовремяВсемирнойвыставкивЛондоне. Думается, материаломдлянасмешливогозаключенияроманистапослужилиистраницыглавыХХХмемуаровГерценао «влиянии»опальногоЧаадаеваввеликосветскойМоскве («тузы»ее, дамы «толпилисьпопонедельникам»вего «скромномкабинете» — «изтщеславия», отражающего «невольноесознание, чтомысльсталамощью» — IX, 142—143).
Этаимногиедругиепометывзаписиот 3.02.70 призваны «выявить»теживыечерты «типа», что «хотелвыставитьвэтомлицехудожникиначтохотелуказать» (например: «Любитшампанское»; «Хорошоустроилденежныеобстоятельства» — наблюдения, взятыеизБиДикакбыуличающиегероязадуманногоромана — «идеальногозападника» — в «барском»гедонизмепривычек, авместестем — всугубомпрактицизме).