Проблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века.
Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе.
Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопоставлял безликой массе человека героического, старающегося разорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.
А. С. Пушкин делает героем своего бессмертного романа “Евгений Онегин” дворянина, получившего типичное для своего времени воспитание и образование, руководствующегося соображениями моды и светскими представлениями о жизни. Е. Онегин стоит выше многих своих современников, а потому достаточно быстро разочаровывается в удовольствиях, поощряемых в свете. Но что герой может противопоставить обществу? Онегину тошен “труд упорный”, светские представления о чести делают его человеком, неспособным к проявлению нормальных человеческих чувств, он неспособен видеть прекрасное и понимать душу природы. Все это ведет героя к постоянному ощущению скуки, пресыщенности и разочарования в людях.
Герой своего времени наделяется чертами индивидуализма, сосредоточенности на своей “неповторимой” личности (“мы все глядим в Наполеоны...”).
Конечно же не антигероя стремится явить нам в своем романе А. С. Пушкин. Главная задача автора — показать тлетворное воздействие общества на одаренную натуру. Но писатель показывает и процесс постепенного зарождения в человеке новых запросов к миру и себе, поисков смысла жизни, назначения человека.
Финал романа позволяет нам по-разному интерпретировать возможности развития судьбы героя романа и человека пушкинской эпохи. На мой взгляд, в любвей Е. Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят страсти, обретаются жизненные силы, что, вероятно, должно было пробудить в Е. Онегине стремление к общественной деятельности.
Образ Евгения Онегина открывает в русской реалистической литературе портретную галерею “лишних людей”, то есть возвысившихся над толпой героев, которые стали жертвами эпохи и которым действительность мешает стать свободными и счастливыми. Эта тема была совершенно гениально развита М. Ю. Лермонтовым в романе, название которого однозначно ориентировало читателей на основную его проблему: “Герой нашего времени”.
По справедливому замечанию В. Белинского, Печорин развивал онегинскую тему, ибо несходство этих людей между собою было “гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.
Главная задача Лермонтова в романе “Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, показав в ней признаки эпохи. Характер Печорина сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили Печорину, но уйти от законов современности он не может, и тема сильного, незаурядного человека, личной героики в романе обретает то трагическое осмысление, которое она получает в 30-е годы XIX века.
Именно эпоха реакции, последовавшая в России за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой “чувствует в душе своей силы необъятные”, но не находит в жизни возможности реализовать “назначенье высокое”, а потому растрачивает себя на погоню за “страстями пустыми”, утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоянном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на внутренний мир Лермонтов считает одной из важнейших черт своего поколения.
Печорин — натура богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; его характеризует критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Равнодушие, черствость героя — маска самозащиты. Печорин является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.
Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Предполагая, что читатели увидят в романе злую иронию над людьми, подобными Печорину, Лермонтов дает понять: авторский сарказм направлен не на слово “герой”, а на слова “нашего времени”, ибо именно действительность не позволила Печорину реализовать себя.
Итак, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов делают героями времени лучших представителей дворянской культуры, людей, противопоставленных своему времени. Но новое время рождает нового героя, такого, как герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Базарова можно с полной уверенностью назвать выразителем эпохи 60-х годов XIX века, поскольку в нем соединились характерные приметы времени, заключавшиеся, в отличие от эпохи Печорина, прежде всего в стремлении действовать.
Базаров — разночинец, сын небогатого помещика, лекаря. Именно разночинцы становятся в то время важной общественной силой. Герой романа представлен как один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Базаров — человек умственного труда, и важной приметой времени становится его увлечение естественными науками. Аркадий Кирсанов говорит о друге, что “он все знает” именно потому, что естественные науки, практическое действие, эмпирические знания становятся в 60-е годы источником истины.
Для поколения 60-х годов все явления, вообще жизнь оценивались с точки зрения высшего критерия — пользы. Это определяет отношение Базарова к природе, искусству, романтизму. “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит”, — шокирует собеседников Евгений. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта”, — утверждает герой романа, и сам искренне в это верит. Его знания, умение многое делать рождены прежде всего деятельностью, а не духовным совершенствованием.
Философию предшествующего поколения Базаров решительно отождествляет с романтизмом. “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — утверждает новый герой времени. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”. Стремление к отрицанию выливается в свою очередь в особое течение мысли, названное “нигилизм”.
Название это образовано от латинского слова “nihil” — “ничто”. Нигилизм противопоставляет полезное прекрасному, не признает никаких принципов, отрицает даже веру. И Базаров верен своим убеждениям до конца: даже перед смертью он отказывается принять причастие, ибо признает лишь практическое действие.
Создавая в романе ситуацию, когда Базаров вынужден вести споры с выразителем идей дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Тургенев доказывает, что его герои — представители разных стадий русской общественной мысли. По мнению писателя, то, что источник и носитель мысли обновляются, — процесс закономерный и неизбежный, хотя представителями предшествующего этапа развития он будет восприниматься болезненно. Базаров вступает в диалог с предшествующим поколением, ибо только так он может доказать, что идеалы дворянства уже утратили свою прогрессивность.
Таким образом, Тургенев доказывает, что постепенно приходит время людей, которые заменят героя дворянского. Конечно же поиски героя времени в русской литературе не заканчиваются на творчестве И. С. Тургенева, как, впрочем, не исчерпываются они и образами Онегина, Печорина и Базарова.
Чичиков, Обломов, Штольц, Левин, Раскольников — вот далеко не полный перечень персонажей, каждого из которых можно было бы считать “героями” своего времени. Однако, на мой взгляд, именно Онегин, Печорин и Базаров были героями в полном смысле слова, потому что они не побоялись открыто противопоставить себя обществу.