Филологи, кажется, ужедоговорилисьи, собравшисьссилами, бросилисьизучатьмассовуюлитературу. Чтоделатьшкольнымучителям? Читатьилинечитать? Иеслинечитать, уважительнолиэтопоотношениюкнашимученикам? Иличестнеевзятьтекст, вместепрочитатьегоиразобрать? АПастернакуужевсёравно, какмыоцениваемегопоэзию. Этодлянасважно…
Мнеоченьхотелосьбыузнатьмнениеколлег-преподавателейотом, стоитлиизучатьвшколемассовуюлитературуилихотябыобсуждатьсученикамито, чтооничитаютсамостоятельно.
Отредакции. Постскриптумкэтойстатьебудетнесовсемобычный. ПрочитавстатьюЕ.Зотовой, учительмосковскойгимназии№ 1514 Р.А. Храмцовапредложиласвоимученикам-семиклассникампоразмышлятьотом, останетсялистихотворениеБ.Пастернака«Хмель»влитературе. Вотчтонаписалиребята:
Мнекажется, чтоэтостихотворениеостанетсянавекавмирепоэзии. Внёмчто-тоскрытотакое, чегоспервоговзгляданеувидишь. Слово“хмель”имеетнесколькозначенийвэтихстроках. Соднойстороны, хмельдлинный. Эторастение, котороеоченьпохоженаплющ, онотакжевьётся, ноизнегоделаютхмельныенапитки. Асдругойстороны, хмель—этосостояниечеловекавыпившегоилиоченьсильновлюблённого. Впредложении“Кустыэтихчащнеплющомперевиты, ахмелем”слово“хмель”употребляетсясразувдвухзначениях. Иэтонеединственная“изюминка”стихотворения.
Плащможеттожеиметьнесколькозначений. Соднойстороны, плащ—этоодежда. Ноэтаодеждаможетсимволизироватьоболочку, котораяскрываетдвухвлюблённыхотненастьяиостальногомира.
Этостихотворение, помоемумнению, останетсянавека.
КатяИванюта
Мнекажется, встихотворении«Хмель»естьчто-тостранное. Авторзамечательнопроводитпараллельмеждурукамиивьющимисярастениями, создаваяоченькрасивыймысленныйобраз.
Всёстихотворениекакое-томедленное, вьющееся, спокойное, обэтомговорятнамглаголы: “ищем”, “покрыты”, “перевиты”, “расстелем”—всеониобозначаютзамедленноедействие. Этузамедленностьавторпередаётприпомощизвукописи. Ониспользуетмногошипящих, которыепередаюткакое-тошуршание, чувство, чтогероивлесу, вокругтишина, природамолчит, тольколирическийгеройговоритчто-товслух, даитошёпотом. Обэтомговорятслова“вширину”, “плащ”, “расстелем”, “нашиплечи”...
Лирическийгеройвсебенеуверен, неуверенвсвоихсловах, мыслях, действиях. Одинразондажеостановился, сказал, чтооношибся. Затемонточкойвконцепредложенияпытаетсянампоказать, чтоозадачен. Онподумалирешилвсё-такипредложитьсвоейспутницеснятьссебяплащипостелитьегоназемлюиоказатьсябезвсякогоукрытия. Крышейимбудуттольковетвиракиты, увитыеплющом, —норазвеэтокрыша?
Возможно, авторвмоментнаписаниястихотворениябылсильновлюблён.
СашаКрошилина
Ясчитаю, чтостихотворение«Хмель»имеетдвойнойсмысл. Во-первых, оноолюбвидвухлюдей, аво-вторых, орастениях.
Подракитой, обвитойплющом–олюбвидвухрастений, долгоевремярастущихвместе, сросшихся, слившихсявединоецелое.
Вкругтебямоирукиобвиты—одвухлюдях, живущихвместеилюбящихдругдруга. Ихсвязываетплащ, онинемогутостатьсябезнего: вокругненастье, темнота, аоникапелька, лучиксветавнутриэтогобесконечногопространства.
Скореевсего, лирическийгеройхочетскрыться, аавторпрячется, ведьмыможемузнатьегопостилю, размеру, манеренаписания. Онпишетивдругрезкоменяетпозицию, начинаетговоритьосовершеннопротивоположныхвещах. Онхитрит, скрываетсяотнас.
Растенияслилисьвместе, чтобыпобедитьстихию. Отненастьямыищемзащиты—илюди, ирастенияищутзащиты. Оникакбудтонашлидругдруга, этидвепары. Иначеонинесмоглибывыжить.
Затемположениеменяется: онибольшенезамечаютненастья, онисбросилиплащ, любятдругдруга, иимвсёравно, чтотворитсявокруг. Икустыэтихчащнеплющомперевиты, ахмелем... Этоужесовсемдругоенастроение. Стихотворениесоединяетдванастроения, онодвояко.
Этостихотворениеовечном. Оноолюбвиипривязанности. Аведьэтогосейчастакнехватает! Ядумаю, этохудожественноепроизведениепослужитдлякого-топоводомзадуматьсяосмыслежизнииотом, каконаиногдабываетобманчива. Видишьодно, вдругзамечаешьдругое, третье...