(И надо бы в заключение хотя бы в скобках — или, может быть, на полях уже не пушкинской лирики, а нашего о ней размышления, — объясниться по поводу этого сильного слова, каким мы здесь пользуемся, — преображение. В христианской философии это большое слово, говорящее о просветлении мира как цели нашей жизни и всего мирового процесса. Так по праву ли мы прибегаем к нему, говоря всего-навсего о лирическом стихотворении вполне светского содержания? Но, не касаясь уже искусства в его полноте, лирическое искусство не есть ли особая сила подобного просветления нашего существования и нашей души, свет, который во тьме нашей жизни нам светит? Свет — “сверхматериальный, идеальный деятель”, дал ему сто лет назад прекрасное определение Владимир Соловьёв 15. Попробуем определение это занять у философа, чтобы сказать про лирику, — может быть, она в большом кругу искусства, как и музыка, наиболее идеальный деятель. И действует в мире лирическом этот деятель разнообразно — и улыбкой нежной любви, и энергией заступничества за человеческую душу, защитой. И не заказано большое религиозное слово филологу в его погружении в лирический мир во всей его конкретности. Обращение — одна из форм нашей речи, которой в речи лирической принадлежит роль особенная; это, может быть, вообще её ключевая фигура, ведь пафос и основная формула лирики, универсальный и самый общий её предмет — это мир во втором лице. “. . . Жизнь, зачем ты мне дана?” Это ведь тоже предмет обращения у того же поэта в том же 1828 году. Так что есть прямой путь от фигуры поэтики к высшей лирической цели: композиционная форма лирической речи и есть её конкретная сила, проводник того света, какой приносит лирика в наше существование. )
ОжёныСевера, межвами. . .
Всёжемневасжальнемножко. . .
Список литературы
1 ЧумаковЮ. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб. , 1999. С. 332.
2 ВиноградовВ. В. Стиль Пушкина. М. , 1941. С. 268; СквозниковВ. Д. Стиль Пушкина // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М. , 1965. Т. 3. С. 62–63.
3 Ср. фотокопии черновиков «Евгения Онегина» и беловой рукописи второй главы в т. 6 большого Академического Пушкина (с. 8, 300, 314, 324, 336 и 560).
4 В «Северных цветах» — с запятой и тире; запятая не воспроизводится в современных изданиях, хотя двойным знаком глубже выражена неокончательность высказывания в первом четверостишии.
5 Воспоминанием о Герцене в связи со стихотворением Пушкина мы обязаны В. Д. Сквозникову: это он в своём разборе стихотворения нашёл это место из Герцена.
6 ГерценА. И. Собрание сочинений: В 30т. М. , 1956. Т. 7. С. 344, 355. Перевод французского текста Герцена — Л. Р. Ланского.
7 Эпитету “пышный”, “диагностически важному” в русской литературе, В. Н. Топоров посвятил специальное исследование, находящееся сейчас в печати. Как выяснено здесь на многих примерах из русской поэзии (Сумарокова, М. Н. Муравьёва, Жуковского, Батюшкова, Дельвига, Баратынского), “город пышный” (“пышный град” — по преимуществу в этой форме) стал ко времени пушкинского стихотворения постоянным, почти дежурным эпитетом Петербурга. К этому полустёртому поэтическому клише Пушкин и прижимает тесно эпитет противоречащий, строя двуипостасный, но цельный, нерасщеплённый в этой двуликости образ.
8“Начало Петербургскому тексту, — читаем у автора этой идеи, — было положено на рубеже 20–30-х годов XIX в. Пушкиным («Уединённый домик на Васильевском», 1829, «Пиковая Дама», 1833, <. . . > «Медный Всадник», 1833, ср. также ряд «петербургских» стихотворений 30-х годов)”: В. Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М. , 1995. С. 275–276. Кажется, убедительно было бы открыть этот ряд петербургских стихотворений и с ним вместе сам ряд петербургского текста нашим стихотворением 1828 г. : встающий в нём образ уже — впервые, может быть, в литературе — отличается той поэтически-теоретической, историософской концептуальностью и сгущённостью, которая позволяет говорить о петербургском тексте литературы как о новом явлении, в отличие просто от петербургской темы в литературе. «Город пышный, город бедный. . . » как бы собрал и вместил уже известную критическую массу, позволяющую говорить о новом явлении.
9Летопись жизни и творчества Александра Пушкина / Сост. Н. А. Тархова. М. , 1999. Т. 2. С. 415.
10ОленинаА. А. Дневник. Воспоминания. СПб. , 1999. С. 81.
11ПушкинА. С. Собрание сочинений. Художественные произведения, критические и публицистические труды, письма, рисунки, пометы и деловые бумаги, размещённые в хронологическом порядке. М. , 2000. Том 1.
12ТопоровВ. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С. 271.
13Пушкин берёт её под защиту также и от Баратынского, поэт от поэта. У Баратынского и у Пушкина она общая героиня. В том же 1828 году Пушкин пишет в набросках статьи о поэме «Бал», за героиней которой у Баратынского — та же живая комета: “Напрасно поэт берёт иногда строгий тон порицания, укоризны <. . . > Мы чувствуем, что он любит свою бедную страстную героиню”.
14Замечание орфографическое: в единственной прижизненной пушкинской публикации (в тех же «Северных цветах на 1829 год») в “жёнах Севера” “Север” прописан с заглавной буквы, которая в большинстве современных изданий (за исключением большого Академического собрания, но в известном десятитомном малом академическом это так) не воспроизводится. Эта заглавная между тем повышает вместе с собой значение “жён” как действующих лиц на идущем процессе: ведь не только, конечно, географический и космический север они представляют, но общественную силу северной столицы, великосветский Петербург.
15 СоловьёвВ. С. Философия искусства и литературная критика. М. , 1991. С. 38.