Смекни!
smekni.com

Образы народных заступников в произведениях Некрасова

Ему тяжелый жребий пал,

Но лучшей доли он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н. А. Некрасов

Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных. Поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” посвящены зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Это произведения о декабристах, людях, которые, “отчизну покидая, шли умирать в пустынях” во имя торжества добра и счастья своего народа.

Но самому Некрасову суждено было дружить не с дворянскими революционерами, а с демократами-разночинцами. Удивительное уважение и великая любовь пронизывают стихи, посвященные Белинскому, учителю и Некрасова, и других борцов 50—60-х годов.

Некрасов говорит:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

В этом немеркнущая заслуга неистового Виссариона!

Поразительны по силе, мастерству и чувству стихи, посвященные соратникам поэта: Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Один из них обрек себя за счастие народное на вечную ссылку, другие умерли во цвете лет! Стихотворения “Памяти Добролюбова”, “Не рыдай так безумно над ним...”, “Н. Г. Чернышевский”, написанные в разные годы, как бы представляют единое целое, потому что все три борца были одухотворены единой целью — бороться за свободу и лучшее будущее народа! Сказанное об одном из них относится в полной мере и к двум другим. “Как женщину, ты родину любил”, “Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!”. Это о Добролюбове и Чернышевском.

В стихотворении “Не рыдай так безумно над ним...”, посвященном Писареву, говорится, что “русский гений издавна венчает тех, которые мало живут”. Да, это трагическая судьба народных заступников.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” — венце творчества Некрасова — что ни имя, то человеческий характер. Заметное место в ней занимают и народные заступники. Это “богатыри святорусские”, такие как Савелий, вместе с другими мужиками поднявший бунт против немца-мучителя, не сломленный ни розгами, ни каторгой. Это заступники чести трудового народа, такие как Яким Нагой. Это приносящие счастье другим, честные, правдивые люди, как Ермила Гирин и другие. Но, конечно, образ народного заступника лучше всего видится в Грише Добросклонове. Хотя этот герой появляется лишь в кбнце поэмы и характер его полностью не раскрыт, все главное о нем уже сказано. Сын деревенского бедного дьячка и работящей крестьянки, Гриша уже в ранней юности наметил свой путь:

...и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет.

В сердце его великая любовь к народу, к бедной “Вахлачине”. И Некрасов пишет: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугает такая судьба. Он уже “взвесил силу гордую” и “волю твердую”. Этот молодой народный поэт многими чертами напоминает Добролюбова (недаром их фамилии так созвучны). Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, он хочет быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. В его песнях звучит вера в русский народ, в его освобождение:

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

В поэме мы не видим, как именно борется Григорий за счастье народное. Но, читая его песни, посвященные родине и людям из народа, чувствуешь его горячую любовь к отчизне, готовность по капле отдать свою жизнь и кровь, чтобы облегчить народные страдания, чтобы Русь была только всесильная и обильная! Его песни вдохновляют крестьян.

Как с игры да с беганья щеки разгораются,

Так с хорошей песенки духом поднимаются бедные, забитые, —

говорит Добросклонов.

Горячо верили Некрасов и другие народные заступники, что русскому народу не поставлены еще пределы. И, заглядывая в далекое будущее, они верно чувствовали, что “сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином...”.