Примечание. Гекатонхейры (греч. сторукие) представляют собой наглядный образ природы, пугающей человека огромностью и разрушительной силой своих стихий.
Вслед за ними родила ему Гея киклопов — Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз.
Примечание. Киклопы (чаще по-русски — циклопы) также принадлежат к числу древнейших мифологических образов. Имена этих первых киклопов обусловлены тем, что они будут ковать молнии для бога-громовержца: Арг — блистающий, Стероп — сверкающий, Брант — гремящий.
Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удалённое от поверхности земли на то же расстояние, как земля от неба.
Примечание. Аид — царство мёртвых.
Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, а после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, — Тефию, Рею, Фемиду, Мнемозину, Фебу, Диону, Тейю.
Примечание. Титаны будут враждовать со следующим поколением греческих богов, которые займут их место. Так богом солнца вместо Гипериона станет Аполлон. Однако некоторые из титанов сохранят своё значение, в особенности те, кто вносит порядок в мироздание, подобно Фемиде — богине правосудия или Мнемозине — богине памяти.
Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала стальной кривой меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились эринии — Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону.
Примечание. Жестокость расправы с Ураном знаменует невозможность продолжения рода титанов и наступление нового времени (греч. кронос — время). Гея, бывшая родоначальницей старого мира, сама обрекла его на гибель. Последним его порождением стали мрачные эринии — богини мщения, карающие за преступления, совершённые против семьи, рода.
Крон же снова заковал их и заключил в Тартар. Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей. И первой он проглотил родившуюся Гестию, затем Деметру и Геру, вслед за ними Плутона и Посейдона. Разгневанная этим Рея отправилась на Крит, в то время когда она была беременна Зевсом, и родила его в пещере горы Дикте, поручив воспитывать его куретам и дочерям Мелиссея нимфам Адрасте и Иде.
Примечание. Куретами назывались жрецы Зевса на острове Крит. Кроме версии, связывающей рождение бога на горе Дикте, существует другая, относящая событие к горе Иде. У Аполлодора это имя одной из нимф — воспитательниц Зевса. Миф легко превращает название места в имя божества, якобы там обитающего.
Последние вскармливали Зевса молоком Амалфеи, а куреты в полном вооружении охраняли находившееся в пещере дитя, ударяя копьями о щиты, чтобы Крон не услышал голоса ребёнка. Рея же, завернув в пелёнки камень, дала его проглотить Крону вместо новорождённого.
Примечание.Амалфея — в разных версиях мифа это то нимфа, жена Мелиссея, вскормившая Зевса молоком козы, то сама коза. Пример характерного для древнего мифа оборотничества или неразличимости явлений человеческого и природного мира.
Став взрослым, Зевс призвал на помощь Метиду, дочь Океана, и она дала Крону выпить зелье, которое заставило его изрыгнуть вначале камень, а затем и детей, которых он проглотил. В союзе с ними Зевс начал войну с Кроном и титанами.
Примечание. Метида — первая жена Зевса, олицетворение разумного начала.
После того как они сражались десять лет, Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечёт в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков. Киклопы дали Зевсу гром, молнию и перун, Плутону шлем, а Посейдону трезубец.
Примечание. Перун— громовая стрела или раскат грома, поражающий врага.
Вооружившись, они одержали победу над титанами и, заключив побеждённых в Тартар, поставили над ними в качестве стражей гекатонхейров. Сами же они, метнув жребий, разделили власть: Зевсу выпало господство на небе, Посейдону — на море, Плутону — в Аиде.
Здесь прервём свидетельство Аполлодора. Мы дошли вместе с ним до того времени, когда устанавливается новый порядок, который и назовут классическим. Одержана победа сначала над силами Хаоса, потом над первоначальным и всё ещё примитивным миром нестройной, жестокой природы.
Победа одержана, но попытки бунта будут давать о себе знать. Чудовищные существа навсегда поселились в греческой мифологии. Они напоминают о тех временах, когда люди, ещё не создавшие богов по собственному образу и подобию, поклонялись природе такой, какой её знали, — в образах предметов, растений, животных. Это и были первые изображения божества. Некоторые из них сохранились и много позже в качестве спутников того или иного бога. Так что, когда вы видите рядом с богом орла или змею, или когда бога постоянно сравнивают с тем или иным животным, то помните — это и есть его первоначальный вид, который, как правило, бог вновь умеет принять, обернувшись тем, кем он некогда был.
Понятие:
Оборотничество — напоминание о ранней стадии мифа, когда всё представлялось неустойчивым, таинственным, не обретшим окончательной формы. Одновременно это свидетельство о том, что устойчивость зримого порядка обманчива. Под тонкой оболочкой стройных форм таится стихийный Хаос.
Древний грек никогда не чувствовал себя в безопасности от природных стихий. Живший на берегу моря, он в память о разрушительности шторма создал миф о трёх страшных сёстрах Горгонах: Стено, что значит “сильная”, Эвриала — “далеко прыгающая”, Медуза — “владычица”. А выглядели они, по свидетельству Аполлодора, так: головы Горгон были покрыты чешуёй драконов, у них были такой же величины, как у кабанов, медные руки и золотые крылья, на которых они летали. Каждый взглянувший на них превращался в камень.
Не меньше ужасов таят и земные недра. В них скрывается порождённая Тартаром Ехидна, полуженщина, полузмея. Большинство мифологических чудовищ — её потомство, среди которого охраняющие Аид псы Орф и Кербер и три ужасные сестры: лернейская Гидра, крылатая Химера и Сфинкс. Сфинкс предлагает людям загадки, заманивая их возможностью прикоснуться к тайнам бытия. А когда они оказываются не в силах разгадать их, Сфинкс душит жертвы в объятиях своих львиных лап.
К числу существ, напоминающих о двойственной природе мира, принадлежат и кентавры. Будучи полубогом кентавр обладает мудростью, но чаще хитростью, которую использует на злое дело. По своему облику до пояса он — человек, а ниже пояса — лошадь. Таким образом, кентавр раздвоен между божественным и звериным, а в самой этой раздвоенности напоминает человека, в ком торжествует то разум, то стихия страстей.
Окончательную победу над чудовищами одержат не боги, а люди, богоподобные герои. Гидру, как и многих других, уничтожит Геракл. Химеру поразит Беллерофонт, поднявшийся в воздух на крылатом коне Пегасе (позже он станет символом возносящего ввысь поэтического вдохновения). Персей срубит голову Медузе Горгоне. Когда Эдип разгадает загадки Сфинкса, то уничтожит её силу. Каждому из этих героев посвящены легенды или даже циклы легенд, давшие сюжеты для многих произведений не только древнегреческой, но и мировой литературы (см. ниже о Геракле).
Так совершилась трудная победа сил Космоса над силами Хаоса, но она ещё долго не была полной и окончательной.
Проверка памяти:
Имена: Гесиод, Гомер, Аполлодор
Названия: «Труды и дни», «Теогония», «Илиада», «Мифологическая библиотека»
ПорожденияХаоса: Гея, Тартар, Уран, Эрос, Эреб, Ночь
ПорожденияУрана: титаны, гекатонхейры, циклопы, эринии
ПорожденияЕхидны: Орф, Кербер, лернейская Гидра, Химера, Сфинкс
Круг понятий:
Развитие мифа:
анимизм | антропоморфизм |
оборотничество | персонификация |
Олимпийский космос
Олимп — название, которое встречается в разных частях Греции, которую сами греки называли Элладой. Слово “олимп” очень древнее и возникло до того, как греки пришли на Балканский полуостров.
Олимпийские игры происходят от названия области в Южной Греции, где, по преданию, Геракл в 1300 году до н.э. учредил первые игры.
Олимпийские боги зовутся по горе на севере Греции. Мрачные скалы возносятся в облака. Их вершина почти всегда покрыта снегом. Согласно преданию, выше облаков в прекрасной стране жили боги во главе с Зевсом.
В «Илиаде» Гомера Посейдон так повествует о том, как три божественных брата поделили мир после победы, одержанной над отцом Кроном:
Натрое всё делено, и досталося каждому царство:
Мне волношумное море, Аиду подземные мраки,
Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо;
Общею всем остаётся земля и Олимп многохолмный.
(XV, 189–193. Перевод Н.Гнедича)
Посейдон заблуждается: Зевс главенствует и на Олимпе. Более того, Аид (так по имени области, где он воцарился, обычно называют Плутона) и Посейдон не входят в число основных двенадцати олимпийцев.
Здесь верховные боги — Зевс и его сестра-супруга Гера. Вначале боги существуют по законам древнего рода, внутри которого заключаются браки, нередко между близкими родственниками. Зевс — громовержец, победитель титанов. Волоокая Гера — покровительница брака и супружеских уз, постоянно нарушаемых её божественным супругом.
Примечание.Волоокая — этот составной эпитет, постоянно сопровождающий образ Геры, напоминает, что некогда ей поклонялись в образе коровы, которая и осталась для неё священным животным.
Зевс страшится гнева гордой и властной Геры, однако не перестаёт увлекаться богинями, нимфами и смертными женщинами, от которых у него родятся герои, боги или существа, воплощающие законы нового миропорядка. Их нарушить не дано никому.