Смекни!
smekni.com

Космос против хаоса (стр. 4 из 8)

Прометей мог бы освободиться гораздо раньше, если бы пожелал раскрыть Зевсу тайну его возможной гибели: сын Зевса от Метиды погубит отца. Но пока у него хотели вырвать эту тайну силой и жестокостью, титан отвечал проклятиями. Прометей заговорит лишь после того, как Геракл сразит орла (кстати, орёл — птица Зевса), а посланный богами Гермес обратится к нему с ласковой речью. Это был знак общего изменения олимпийской морали. Она стала гуманнее, человечнее.

Прежде Зевс был жесток к людям. На дар Прометея он ответил им “даром Пандоры”.

Сюжет на поля:

Дар Пандоры

Брату Прометея, тщеславному Эпиметею, Зевс прислал в дар прекрасную девушку по имени Пандора. Различие братьев заложено в их именах: Прометей — провидящий, Эпиметей — крепкийзаднимумом, то есть не слишком сообразительный. По повелению Зевса Пандору из воды и глины создал Гефест. Афина выткала ей одежду. Афродита сделала её прекрасной. Отсюда её имя (наделённаявсемидарами). Пандора снимет крышку с большого сосуда, стоявшего в доме Эпиметея. Из него по свету разлетятся все беды. Лишь одна Надежда останется на дне. Так пожелал Зевс.

Конечно, богов не судят, но всё-таки каким в отношении к человеку предстаёт Зевс и каким Прометей? Зевс — суров и, кажется, несправедлив. А Прометей — герой и страдалец за человечество, великий просветитель. Не случайно его именем до сих пор любят называть журналы и издательства.

Такая оценка сложилась уже в античности. Однако далеко не сразу. Об этом мы можем судить, читая Гесиода (напомню, жившего лет на пятьсот раньше Аполлодора). У него Прометей ещё не приобрёл героического величия и отношение к нему весьма сомнительное. Прометей не враг Зевсу, но и не надёжный друг. Он не принял участия в восстании титанов, хотя был сыном одного из них, но и не сражался за установление нового порядка вместе с олимпийцами, к которым не принадлежит. Его главное свойство — хитрость на грани коварства: “Сын Иапета, меж всеми искуснейший в замыслах хитрых” («Работы и дни»).

То, что Прометей не был своим для олимпийцев, имеет историческое объяснение: его культ возник до того, как греки появились на Балканах. Видимо, какие-то племена упорно держались поклонения Прометею, и постепенно он нашёл себе место в греческом пантеоне, оставшись, однако, на правах сначала ненадёжного союзника, а потом гордого бунтаря. В этом бунтарском достоинстве он появляется уже в греческих трагедиях и остаётся в позднейшей культурной памяти.

Так складываются мифологические судьбы. Судьба Прометея наиболее известна, ибо напрямую связана с историей человечества. Прометей просветил человека, но сделал ли его счастливее и лучше? Счастья обладание огнём явно не принесло, ибо Зевс тут же ответил “даром Пандоры”. Но и лучше люди не стали. Зевсу даже пришлось вовсе уничтожить их, наслав на землю очистительный потоп. Он помиловал лишь одну супружескую пару (совсем как в Библии!).

Послушаем Аполлодора:

Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили боги. Когда же Зевс захотел истребить медное поколение, Девкалион по совету Прометея сделал ковчег и, вложив в него необходимые припасы, сел туда вместе с Пиррой. Зевс разразился с небес страшным ливнем и залил водой боRльшую часть Эллады, так что все люди погибли, за исключением немногих, которые укрылись в расположенных поблизости высоких горах. В те времена расступились горы в Фессалии и покрылись водой все те области, что расположены за Истмом и Пелопоннесом. Девкалион же носился в своём ковчеге по морю девять дней и девять ночей и причалил к Парнасу.

Примечание на поля:

Фессалия — плодородная часть на северо-востоке Греции, окружённая горами. Истм — перешеек, отделяющий Пелопонесский полуостров с основной Грецией — Элладой. Именно в этой части Балкан — между Фессалией и Истмом — обитали греки во время формирования мифа. Парнас — гора в центральной части Греции, на склонах которой был Дельфийский храм, посвящённый Аполлону.

Там, когда ливень прекратился, он вышел на берег и принёс жертву Зевсу Фиксию.

Примечание. ЗевсФиксийскийсчитался покровительствующим беглецам. Каждый бог являлся у греков в различных обликах или проявлениях.

Зевс, послав к Девкалиону Гермеса, разрешил Девкалиону просить у него всё, что ни захочет, и Девкалион пожелал возродить людской род. Тогда Зевс повелел ему бросать камни через голову. Те камни, которые бросал Девкалион, превращались в мужчин, те же, которые бросала Пирра, становились женщинами. От этого и люди были названы метафорически от слова “камень”.

Миф прочно связывает Прометея с людьми. Девкалион — его сын. Пирра — его племянница. Они — прародители нового поколения людей, явившегося на свет после того, как Зевс уничтожил предшествующее — медное. Историю поколений подробно излагает Гесиод.

Первое было золотым. Время его жизни соответствует тому, что принято называть “золотымвеком”, когда люди были счастливы, но не праздны.

Второе — серебряное поколение — выглядит наиболее загадочным. Серебро — благородный металл, хотя и ниже золота. Очевидно, что этот век не мог быть низким и порочным, тем более что Гесиод говорит о признании этих людей блаженными и о почитании их после смерти. Но их жизнь, проведённая по большей части в детском неразумии и быстро прерванная по достижении зрелого возраста, удивляет: они были и глупы, и горды, не чтили богов... За что же почитать их самих? Только ли за их длительное пребывание в природной простоте и детской невинности? Или, может быть, по контрасту с третьим веком, который был явно хуже, сменив детскость на мужскую жестокость и неистовость. Этих-то медных людей и уничтожил Зевс.

Четвёртое поколение, потомки Девкалиона и Пирры, — героический век, сменившийся жалким железным веком современности, о которой Гесиод говорит подробно и горестно.

Какому же поколению Прометей подарил огонь? Уничтоженному третьему? Как будто бы так, но полной уверенности нет. Прометей и пять поколений — это разные мифы. У Гесиода людей создавал не Прометей, а Зевс. Героическое четвёртое поколение произошло не от Девкалиона, бросавшего камни, а от другого героя — Кадма, который засеял поле зубами убитого им дракона. Из них выросли вооружённые люди. Разные мифы трудно соотносятся друг с другом. Это разные истории, первоначально родившиеся в разных частях Греции и у разных племён.

ГЕСИОД

Из поэмы «РАБОТЫ И ДНИ»

[Пять поколений людей]

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.

После того как земля поколение это покрыла,

В благостных демонов все превратились они наземельных

Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,

Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.

Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая

Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

Сотню годов возрастал человек неразумным ребёнком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,

Как по обычаю людям положено. Их под землёю

Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

После того как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье подземных смертных блаженных,

Хоть и на месте втором, но в почёте у смертных и эти.

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих,

Медное создал, ни в чём с поколеньем не схожее прежним.

Примечание на поля:

Кронид, Кронион— Зевс, сын Крона; обычное у греков наименование сына по отцу, хотя иногда встречается и более древняя форма — по материнскому роду.

С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться

К ним не решался: великою силой они обладали,

И необорные руки росли на плечах многомощных.

Были из меди доспехи у них и из меди жилища,

Медью работы свершали: никто о железе не ведал.

Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Все низошли безымянно: и, как ни страшны они были,

Чёрная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

После того как земля поколенье и это покрыла,

Снова ещё поколенье, четвёртое, создал Кронион

На многодарной земле, справедливее прежних и лучше, —

Славных героев божественный род. Называют их люди

Полубогами: они на земле обитали пред нами.

Грозная их погубила война и ужасная битва.

В Кадмовой области славной одни свою жизнь

Положили из-за Эдиповых стад, подвизаясь у Фив семивратных;

Примечание на поля:

В Кадмовойобласти — то есть в Фивах, городе, основанном Кадмом, братом одной из возлюбленных Зевсом смертных женщин — Европы. Кадм стал родоначальником одного из родов, прославившихся в греческой мифологической истории. Среди его потомков — Семела, мать Диониса, и Эдип — один из самых популярных героев греческих сказаний и трагедий. Четвёртое поколение, по Гесиоду, было поколением героев.