Смекни!
smekni.com

Право собственности (стр. 1 из 6)

Введение

Среди многообразия проблем, связанных с вопросами собственности, особую актуальность имеют вопросы объектов права собственности в связи с тем, что они затрагивают как частноправовые, так и публично – правовые сферы жизнедеятельности общества. Право, и в особенности гражданское право, своими правовыми средствами обеспечивает формирование и удовлетворение различных и, прежде всего, имущественных потребностей. Таким образом, дальнейшее развитие института собственности и совершенствование практики применения его норм диктуется потребностями общества и требует всесторонней разработки теоретических и практических вопросов, связанных с ними.

Необходимо отметить, что в зависимости от социально-политической обстановки в нашей стране и установленного в ней режима менялось отношение законодателя и ученых к различным идеям и теориям. Исследования в области правоотношений собственности в разное время проводились многими учеными, среди которых следует назвать: М.М. Агаркова, В.А. Белова, М.М. Брагинского, С.Н. Братуся, A.B. Бенедиктова, В.В. Витрянского, Д.М. Генкина, В.П. Грибанова, А.А. Ерошенко, О.С. Иоффе, А.В. Карасса, С.М. Корнеева, Н.И. Матузова, В.А. Рыбакова, А.П. Сергеева, К.И. Скловского, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфину, Б.Б. Черепахина, Л.В. Щенникову и других. Однако вопрос об объектах права собственности не был до сих пор предметом отдельного монографического исследования.

Следует отметить, что вопросы связанные с определением объектов права собственности представляют интерес не как некие абстрактные теоретические положения, они имеют острейшую практическую значимость. Просто общие положения, как действующие наиболее широко, должны быть осмыслены и обоснованы особенно тщательно и всесторонне. Совершенствование юридического осмысления динамики собственности связано с множеством проблем.

Кроме того, в настоящее время все мы, граждане России, стали потенциальными обладателями права собственности на самые разнообразные материальные объекты: «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам», «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом…» (п. 1,2 ст. 213 ГК РФ).

Развитие рыночных отношений также способствовали развитию системы объектов права собственности. Появление частной собственности в российском законодательстве, вовлечение в гражданский оборот земли, зданий, сооружений и других объектов недвижимости ставит перед практикой немало вопросов, нуждающихся в осмыслении.

Поэтому на основании всего вышеизложенного следует, что цель исследования является уяснение теоретических вопросов, определяющих понятие и разновидности объектов права собственности.

В соответствии с этим сформулированы следующие задачи исследования:

– рассмотреть понятие и сущность права собственности в гражданском праве РФ;

– проанализировать понятие объектов права собственности;

– изучить классификацию видов объектов права собственности.

Объектом исследования явились общественные отношения в сфере правового регулирования объектов права собственности.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства.

Методологическую основу исследования составляют специальные методы научного познания, в частности, формально-логический и метод комплексного исследования.

Структурная часть курсовой работы такова: введение, две главы, которые подразделены на несколько параграфов, заключения и списка использованной литературы.


1 Понятие права собственности в гражданском законодательстве

1.1 Понятие и сущность права собственности

Право собственности – центральный и важнейший институт в системе вещных прав, нормы которого отражают и одновременно закрепляют существующий в государстве социально-экономический строй и господствующие в нем общественные отношения. Проблематика собственности всегда находится в центре политических программ и задач государственных органов и общественных движений и неизменно привлекает внимание крупнейших мыслителей и философов и, конечно, экономистов и юристов.

Понятие «права собственности» невозможно раскрыть, не уяснив другого понятия – «собственность». Собственность как общественное отношение выступает в различных формах. Это не мешает каждой из них, включая индивидуальную, оставаться общественной формой в силу разделения общественного труда, взаимосвязанности производственной деятельности отдельных производителей.[1]

Говорить о достоинствах или недостатках одной из форм собственности можно только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами. И если в отдельные исторические периоды на передний план выходит одна форма, а другие отступают назад, то происходит это не потому, что она по природе своей ближе к субстанции собственности вообще, а потому только, что в данный момент она лучше отражает потребности общественного производственного комплекса.

Чтобы определить право собственности в объективном смысле, необходимо выявить специфические признаки, присущие субъективному праву собственности. Выявление указанных признаков позволит отразить их в определениях права собственности, как в объективном, так и в субъективном смысле.

В самом первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Следовательно, собственность – это отношение человека к вещи, причем собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи, относились к ней как к чужой, то есть это отношение между людьми по поводу вещей. Из определения собственности следует, что она обладает материальным наполнением в виде вещи, и также волевым содержанием – так как все не собственники обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужое и на волю собственника, которая воплощается в вещи. Таким образом, собственность – общественное отношение и имущественное отношение, причем в имущественных отношениях она занимает главенствующее место.[2]

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий.

Характеристику права собственности целесообразно начать с правомочия владения. Это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Владение вещью может быть как законным, так и не законным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому не является титульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.[3]

Незаконные владельцы в свою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей, следует исходить из предположения о добросовестности владельца.

Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значение при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь помощью иска, а также при решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давности владения или нет.

Правомочие пользования означает юридически обеспеченную возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях за плату. Например, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и третьим лицам за плату. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но иногда можно пользоваться вещью, и, не владея ею.

Правомочие распоряженияэто юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.[4]