Мотивная структура элегии В. А. Жуковского «Море»
Александр Шуралёв
Кушнаренковский педагогический колледж
Республика Башкортостан
Наряду с разными видами лингвистического и литературоведческого анализа небезынтересно и, думается, небесполезно рассмотреть на уроке текст элегии В. А. Жуковского «Море» с культурологической точки зрения, выявив его мотивную структуру в её взаимосвязи со сходными мотивами других литературных произведений.
В первой строчке — “Безмолвное море, лазурное море”, содержащей начало обращения лирического героя к морю, мы обнаруживаем 1) мотив диалога человека и природы. Причём это весьма своеобразный диалог, который строго терминологически мы должны были бы назвать монологом, поскольку, во-первых, весь текст — это обращение лирического героя к морю, то есть монолог лирического героя, во-вторых, уже самое первое слово текста — “безмолвное” — как бы подчёркивает, что ответов от моря не будет. Но море — это часть природы. Частью природы является и сам человек. По мере развития монолога мы видим желание лирического героя постигнуть тайну моря, проникнуть в глубинный смысл его бытия, как бы посмотреть на мир глазами моря. Задавая морю, по сути, риторические вопросы, лирический герой сам же на них и отвечает, то есть это уже не только монолог в исконном смысле термина.
Также мы видим, как от строчки к строчке море всё более отражает человеческую сущность, происходит взаимопроникновение духовного мира человека и моря.
Следующая особенность обращения человека к морю, которая сразу же бросается в глаза, — это то, что лирический герой говорит с морем на “ты” и тем самым подчёркивает близость и биологическое, и духовное родство человека и моря. Человек видит в море себя и море в себе. Таким образом, здесь просматривается следующий мотив — 2) мотив близости, биологического и духовного родства человека и природы, их взаимосвязи, взаимоотражения, взаимопроникновения.
Во второй строчке — “Стою очарован над бездной твоей” — мы обнаруживаем 3) мотив чарующего воздействия природы на человеческое сознание (вспомните аналогичное пушкинское “Очей очарованье!”, “очарованный странник” Н. С. Лескова).
В третьей и четвёртой строчках:
Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты. . . —
мы обнаруживаем 4) мотив любви ко всему живому и сущему, выражающийся в одушевлении моря, и 5) мотив наделения природы разумом.
Следующая строчка — “Открой мне глубокую тайну свою” — содержит 6) мотив проникновения в тайны природы как пути открытия и осмысления своего предназначения в жизни и поисков смысла жизни вообще.
Проделаем такую же работу с последующими строчками элегии.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь? —
7)мотив вечного движения как способа существования материи и стремления открыть первопричину этого движения, первопричину возникновения жизни на земле;
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе? —
8)мотив вечной устремлённости земного к небесному, к идеалу, вечного стремления к неземной свободе, вечного конфликта души и тела, вечной неудовлетворённости земным бытием;
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его. . . —
9)мотив нравственного очищения посредством следования возвышенным идеалам; 10)мотив сочетания полноты жизни и чистоты её (чем полнее жизнь, тем она чище, и чем чище жизнь, тем она полнее);
Ты льёшься его светозарной лазурью. . . —
11)мотив вторичности земного по отношению к небесному;
Вечерним и утренним светом горишь. . . —
12)мотив бесконечности света; 13)мотив чередования вечера и утра, заката и восхода, цикличности земного существования (вспомните — “И был вечер, и было утро”);
Ласкаешь его облака золотые. . . —
14)мотив лелеяния человеком своей даже недостижимой мечты; 15)мотив постоянной потребности наделять кого-либо своей лаской, мотив источения нежности;
И радостно блещешь звездами его. . . —
16)мотив сопричастности радости другого живого существа, умения радоваться за других;
Когда же сбираются тёмные тучи —
Чтоб ясное небо отнять у тебя. . . —
17)мотив трагичности существования живого на земле;
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. . . —
18)мотив вечной борьбы добра и зла, светлых и тёмных сил;
И тьма исчезает, и тучи уходят. . . —
19)мотив духовного оптимизма (вспомните — “Завтра будет лучше, чем вчера”), торжества добра над злом, светлых сил над тёмными;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны. . . —
20)мотив отражения какого-либо события в его последствиях (эффект брошенного в воду камня); 21)мотив неразрывности прошлого, настоящего и будущего;
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает. . . —
22)мотив личного участия земных существ в творении своей судьбы; 23)мотив вечного изменения, метаморфоз, перехода из одного состояния в другое;
Обманчив твой неподвижности вид. . . —
24)мотив неадекватности внешних проявлений земных существ их внутреннему состоянию;
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него. . . —
25)мотив ответственности земных существ за всё происходящее во вселенной, сопричастности каждого живого существа всей вселенной жизни.
Итак, мы вычленили из текста элегии 25 вербальных фрагментов, которые проинтерпретировали как мотивы, образующие структуру произведения.
Следующий этап работы — это создание вокруг этих мотивов ассоциативного контекста и рассмотрение их в этом расширенном контексте. Проиллюстрируем возможности такой работы на самых первых мотивах элегии.
1-й и 2-й мотивы элегии «Море» мы можем сравнить с подобными мотивами во многих стихотворениях А. С. Пушкина, в которых лирический герой обращается к природе и, в частности, к морю («Прощай, свободная стихия!»); в его «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (обращение героя к силам природы); в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», где доброе чудище как бы сливается с природой сада и аленький цветочек становится его сердцем; в рассказах А. П. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»; в повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и других.
Анализируя мотивосодержащие вербальные фрагменты в контексте упомянутых литературных произведений, мы выявляем следующие объективные закономерности:
1. Диалог человека с природой (или обращение человека к природе) происходит в состоянии эмоционального напряжения человека, обусловленного сильными внешними раздражителями, часто негативного свойства, к числу которых можно отнести:
а)непонимание и притеснение со стороны окружающих людей (А. П. Платонов. «Юшка»);
б)потеря или угроза потери близкого человека (Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный Нос»; «Слово о полку Игореве»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»);
в)вынужденное расставание с родиной, привычными условиями жизни и близкими людьми (А. С. Пушкин. «Прощай, свободная стихия»; «Слово о полку Игореве»);
г)ситуация, представляющая опасность для жизни самого героя (М. А. Шолохов. «Тихий Дон»).
2. Чем выше эмоциональное напряжение человека, тем явственнее перед ним раскрывается красота природы, не замеченная им в спокойном состоянии.
“Пока под сердце не кольнёт, ходим и округ себя ничего не видим. . . Я вон какую жизнь прожила и была вроде слепой, а вот как пошла из станицы по-над Доном да как вздумала, что мне скоро надо будет расставаться со всем этим, и кубыть глаза открылись! Гляжу на Дон, а по нём зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну — Господи, красота-то какая! А я её и не примечала. . . ” (диалог Дарьи и Натальи из «Тихого Дона» М. А. Шолохова).
3. Человек, как правило, обращается к природе за сочувствием и помощью (плач Ярославны, обращение Маньки из рассказа Ю. П. Казакова «Манька» и так далее).
4. В диалоге человека с природой проявляется его истинная сущность, обнаруживается самое сокровенное его души.
5. В таком диалоге заключён механизм вечного движения жизни.
Точно так же мы найдём ассоциации и ко всем двадцати пяти мотивам. Сравнивая, как эти похожие мотивы по-разному вербализуются в разных художественных текстах, ученики более глубоко постигают своеобразие каждого из этих произведений.