ОбалладеА.А. Фета«Легенда»
ВячеславКошелев
г. НовгородВеликий
БорисСадовскойещёв 1916 годууказалнанеожиданноеметрическоесоответствиедвухразновременныхрусскихбаллад: «ИльяМуромец»А.К. Толстого (1871) инапечатаннойпочтитридцатьюгодамираньше«Легенды»А.Фета (1843)1. Всодержанииобоихстихотворенийкритикнеувиделничегообщего, метрическийжерисунокобеихбаллад (чередованиечетырёх- итрёхстопногохореясобязательнымженскимокончаниемнечётныхимужскимокончаниемчётныхстихов) былабсолютносхожим:
А.Толстой. «ИльяМуромец»
Подбронёйспростымнабором,
Хлебакусжуя,
Вжаркийполденьедетбором
ДедушкаИлья…
А.Фет. «Легенда»
Вдольпоберегуполями
Едетсынкняжой;
Сорокотроковверхами
Следуюттолпой…
Приближайшемрассмотрении, однако, несложнонайтиобщиечертыивсодержанииобеихбаллад. Преждевсего, обаавторапредставляютоднуэпоху–условное“былинное”времясредневековойРуси. Этовремямеждутемотраженолишьв“попутных”бытовыхдеталяхиассоциациях–вцентретогоидругогобалладногоповествованияоказываетсягерой, “несогласный”современем. Ита, идругаябалладапредставляютнекоеусловноеиповидимостинецеленаправленноедвижениегероя (“едетбором”уТолстого, “полямиедет”уФета), вовремякоторогогеройразмышляетнадсвоимипроблемами. ПредметразмышленийтолстовскогоИльи–собственнаястаростьиобиды, состаростьюсвязанные: теобиды, откоторыхлучшеуехатьна“здоровыйвоздух”. Фетовский“сынкняжой”мучитсятем, чтосудьбаемуготовитнетотудел, ккоторомуонстремится: ондолжен“разгулятьсявполе”насоколинойохотеиготовитьсястатьвоином, аемубольшеподуше“увлечениемолитвы”ипоэтическаядеятельность: “Переписываеткниги, // Пишеткондаки…”КондаквобиходеПравославнойЦеркви–эточастьакафиста, хвалебногопеснопениявославуСпасителя, Богоматериисвятых, онсодержитглавнуютемуисполняемогоакафиста. Фетнеточноупотребляетэтовизантийскоепонятие, ноимеетввидупростостихи, которые“сынкняжой”пишетповнутреннемупобуждению.
Иутого, иудругогогероявкачествеидеалавозникаетпустыня, вкоторуюонстремится. Ивтом, ивдругомслучаеслово“пустыня”употребляетсяневосновном“географическом”значении. УТолстогоИльяедетпоклониться“государыне-пустыне”, тоестьстепномупростору, которыйпротивопоставляетсязамкнутомупространствукняжескогоКиева: “ДушновКиеве, чтовскрине…” (скриня–ларь, сундук). УФетамолодойпоэтвидитпещерустарца. “Ипустынногопростора // Онпочуялдух…”Здесьпонятие“пустынный”соотноситсяспонятием“пустынь”–одинокоежильёбогомольца, уклонившегосяотсует. Обратимвнимание, чтоитот, идругойгеройсвязываютспустынейпредставлениеоволе, просторе, хотятотидругойпод“пустыней”понимаютразное. ДляИльиэто“волядикая”, для“сынакняжого”–нечто, противопоставленное“неволежизнияркой”, которуюонуже“втайнеотлюбил”.
Обратимвниманиеинато, чтообебалладыавтобиографичны. ВбалладеТолстого, какужеотмечалосьисследователями, отразилисьегоотношениякодворуАлександраII (“Правдумолвить, длякняжого // Негожусьдвора…”; “Нетерплюбогатыхсеней…”). БалладаФета, опубликованнаяв 1843 году, накануневыпускныхэкзаменоввуниверситете, отразилаегораздумья“обокончательномнаправлениисвоегожизненногопути”: изначальночуждыйвоеннойкарьере, онрешилуступитьобстоятельствами“идтиввоеннуюслужбуинепременновкавалерию”2 (ср. вбалладе“увлечениемолитвы”, противопоставленное“минутамбитвы”). Всоответствиисосвоейвнутреннейавтобиографичностьюобебалладыимеютоткрытыйфинал:
Толстой:
Истариклицомсуровым
Просветлелопять,
Понутруемуздоровым
Воздухомдышать;
Сновавеетволидикой
Нанегопростор,
Исмолойиземляникой
Пахнеттёмныйбор.
Фет:
Годыстрасти, годыспора
Пронеслисявдруг,
Ипустынногопростора
Онпочуялдух.
Слезсконя, оборотился
Котрокамспиной,
Снялкафтан, перекрестился–
Имахнулрукой.
Обаоткрытыхфиналаединывсвоейпротивоположности. РешениеИльивозвратитьсяв“государыню-пустыню”вполнеприветствуетсяавтором–ифиналприобретаетмажорныйоттенок. Заключительныйжест“сынакняжого” (“махнутьрукой”, поДалю, —“отступитьсяотчего-либо”) означает, видимо, отказотсвоихмечтанийипризнаниенеобходимостипокоритьсясудьбе…
В.И. Коровинвспециальнойстатье, посвящённойбалладамФета, оцениваетего«Легенду»какобразецнекоегоноваторстваФетавэволюциирусскойбалладывообще. Финалбалладырассматриваетсяимоднозначно: “сынкняжой”“оставляетсветскуюжизнь”…Идалее: “Юношапоступаетпозовусердца, руководствуясьнесоображениямирассудка, нетрадициямисемьи, анепонятнымиемужеланиями, которыевомногоразсильнееродительскойвласти, сыновнейлюбви, княжескихблагисоблазновмирскойсуеты. Вместестемегорешениепредстаётитогомдолгогоспорастрастей, которыйокончилсяпобедойтаинственныхвлеченийнадукоренившимисяпривычками, вековымиобычаями, освящённымитрадициями. Печалькнязяпорождена, такимобразом, внутреннейборьбойивыступаеткакеёвидимыйзнак, закоторымскрытоживоебиениепротиворечивыхчувств. Онтребуетразрешения, иврезультатеегочеловекобретаетнеобходимуюемудушевнуюцельность, спокойствиеигармонию”.
Всоответствиисэтимвнутреннимпсихологизмомнастроениявсябаллада“становитсянерассказомовнешнихсобытиях, апояснениемих”–ивозникаетважныймоментотличияФетаотвсейпредшествовавшейлитературнойтрадиции: “Вотличиеотдругихбалладников, Фетперестраиваетеёфабулу, кладявеёосновупреждевсегозатаённыеинеодолимыедушевныедвижения. Унегоконфликтуютнегерои, обуреваемыетемиилиинымистрастями (никакойборьбыипротивостояниянетмеждустарымимолодымкнязьями), апротиворечивыечувствавдушеодногогероя. БалладаФетаисключаетстолкновениеперсонажей, какэтобыловбалладахЖуковского, Катенина, Пушкинаидругих. Еёпредметомстановитсяконфликтвдушеодногогероя (другиеперсонаживыполняютлишьвспомогательныероли), неуклонностремящийсякразрешению. ВрезультатетакойперестройкиФетуудалосьглубже, чемегопредшественникам, передатьсложностьдушевнойжизниипсихологическитоньшемотивироватьповедениечеловека. Онпереключилвниманиесвнешнегонавнутреннее, чтопозволилоемувлирическомосвещениилаконичноиёмковоспроизвестипсихологическийдраматизмдушевногосостоянияличности”3.
Кажется, чтоисопоставляемаяс«Легендой»позднейшаябалладаТолстогостроитсяпохожимобразом: внейтожеидётнерассказовнешнихсобытиях (внешне–геройтолько“едетбором”), анекое“пояснение”их. “ДедушкаИлья”ворчитпоповодутехпорядков, чтокнязьВладимирзавёлпридворе; приэтомнетинамёка, чтомеждукняземибогатырёмпроизошликакие-топредшествующиеотъездубогатыря“борьбаипротиворечие” (первыйпросто“обнёсчарой”второго); вместестембогатырьреализует“неодолимоедушевноедвижение”. Воттолькосо“сложностьюдушевнойжизни”ис“противоречивымичувствамивдушегероя”делообстоитхуже: “дедушкаИлья”впредставленииавторапривлекателенименнонеобыкновеннойцельностьюхарактера, чуждогокакихбытонибылометанийисомнений…
Впрочем, построенияВ.И. Коровинанеобходимоуточнить. Втрадицияхрусскойбаллады–утехжеЖуковского, КатенинаилиПушкина–вовсенебылаглавнойситуация“столкновенияперсонажей”, прямогоконфликта“героев, обуреваемыхтемиилиинымистрастями”. Скем, кпримеру, вступаетв“конфликт”героиня«Людмилы»Жуковского? Развечтос“Небом”и“Творцом”:
Чтопрошло–невозвратимо;
Небокнамнеумолимо;
ЦарьНебесныйнасзабыл…
МнельОнсчастьянесулил?..
В«Ольге», катенинскомвариантетогожесюжета, втораясторонаконфликтаназванаещёпрямее: “БогменяобиделСам…”Авзнаменитой«Светлане»итогонет: героиняизлюбопытстварешаетсянанехристианское“страшноегадание”–итолькотем, кажется, вступаетвконфликтспринятымиправославнымиустановлениями…Естественно, чтотакойконфликтможетиметьлишьединственноерешение: онинеможетбытьсколь-либочётким, ибополучаетхарактер“надличный”и“сверхличностный”: балладаинепретендуетнато, чтобы“столкновениеперсонажей”внейбылоравноправным. Втораясторонаконфликта, противостоящаягероюбаллады, –фантастическая, соотносящаясялибосБогом, либоссудьбой; споритьснеюбессмысленно (в«ПесниовещемОлеге»Пушкинабесполезнымиоказываютсявсеусилиягерояпротивостоятьпредсказаниюсудьбы). Сложившаясявпротивовесрационалистическойлогикеобыденности, балладаинемоглапредставить“обыденного”конфликта. Чащевсегопротивникомбалладномугероювыступаетсила“неопределённая-неопределимая” (какназвалаеёМаринаЦветаева4) –автореёподчаснерешаетсядажепрямоназывать (ср. заглавиеоднойизбалладЖуковского: «Баллада, вкоторойописывается, какоднастарушкаехаланачёрномконевдвоёмиктосиделвпереди»). Поэтомубалладныйконфликтчастопредрешён, игеройбаллады–тотжепушкинскийвещийОлег, –знаяособственнойгрядущейучасти, ничегоневсостояниипротивопоставитьиликак-то“исправить”нежеланныйфинал.
Этаособенностьбалладногоконфликтаобусловливаетособенноеэстетическоезначениедлянеёнекоей“загадочности”, “дьявольщины”ивообще“поэзиистрашного”. Страхстановитсяосновойэстетическогоэффектаклассическойбаллады, авозможностьпреодоления“ужасного”—её“двигателем”. Показательно, чтонекотороеосвобождениеот“страшного”вструктуребалладтогожеЖуковскоговозможнолишьнапутиприобщениякправославной“истине”. Поэтомуантиподомдьяволу (Асмодею) вбалладе«Двенадцатьспящихдев»выступаетсвятой“угодник”, “могучийстарец”, облегчающийучастьгероинь. Вообще, христианскиегероииподвижникивбалладах–традиционныеносителидобра, ивозникающиевсвязиснимисюжеты (баллада«Пустынник») неизменновыделяютсяизтрадиционной“страшной”балладнойатмосферы.
Впозднихрусскихбалладах, каковыинтересующиенасбалладыФетаиТолстого, поэзиястрашногоуженевыдвигаетсянапервыйплан. Дажепосюжетуфетовскиебалладывыглядятвполне“домашними”: извосьмитекстов, объединённыхФетомврубрике«Баллады», трипредставляютсобойдомашнийдиалогнянииребёнка: перваярастолковываетребёнкунекоесложноеявлениемираиапеллируеткособеннойтаинственностиэтогоявления. Приэтомпоэзия“страшного”обыкновеннозаменяетсяпоэзиейнедосказанногоинепонятного.