Смекни!
smekni.com

Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест»

(восприятие, истолкование, оценка)

Борис Пастернак – человек сложной судьбы. Обладая незаурядным талантом, он не был понят и принят своей страной. Борис Пастернак не исчез в сталинских лагерях, не погиб на войне, он просто был исключен вместе с Анной Ахматовой из союза писателей. У А. Галича есть песня, посвященная Б. Пастернаку, в которой звучат такие строки: Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели.

Лишь в конце восьмидесятых годов в России вспомнили об этом талантливейшем человеке. Ведь «рукописи не горят». Его стихи чудесны и легки, как шелест осенних листьев, пушистый снег, скользящий по стеклу… Необычные метафоры, эпитеты, сравнения создают в читательском сердце неповторимые пастернаковские образы. В этом и заключается, по моему мнению, настоящий талант.

Любовная лирика занимает большое место в творчестве Б. Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» написано поэтом в 1931 году. Всего три строфы, а каким глубоким чувством они наполнены! Необычный стиль поэта поражает читателя с первых строк. Только настоящий мастер слова мог бы объединить в одно предложение порой не сочетаемые слова и создать великолепные образы: Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Уже в первых строках мы встретим антитезу: «Любить иных – тяжелый крест». Разве настоящее чувство может быть сопоставимо с таким эпитетом? Но обратим внимание на местоимение «иных». Это любовь к другим женщинам для лирического героя стихотворения «тяжелый крест». А образ той возлюбленной, которой посвящено стихотворение, для поэта – божественный идеал, неразгаданная тайна. Ведь она «прекрасна без извилин». Говоря о любимой, Пастернак использует местоимение «ты». Так называют лишь близкого человека. В чем же ее привлекательность? И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Для Пастернака близкий человек загадка, которую он должен разгадать.

В следующем четверостишии весеннее пробуждение природы перекликается с внутренним состоянием, духовным миром лирического героя: Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин… Особую роль в этих строках играет аллитерация. Повторение шипящего «ш» и сочетания согласных «ст» помогают читателю реально представить эту необычную картину. Обратим внимание на метафоры: «шорох снов» это мечты влюбленного сердца лирического героя, «шелест новостей и истин» то, что окружает его в реальном мире. И везде рядом с лирическим героем возникает образ любимой: Ты из семьи таких основ, Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Не правда ли, необычное сравнение: «смысл» для лирического героя – это само существование рядом с ним любимой, ее образ «легкий, как воздух», и «бескорыстен», то есть добр, независтлив. Таков идеал женщины для поэта.

В третьем четверостишии настроение меняется: Легко проснуться и прозреть, Словесный сор и сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это – не большая хитрость.

Аллитерация (повторение согласного «р») заставляет звучать эти строки более напряженно, нервно. Романтик становится реалистом, свое безумное чувство он метафорически называет «словесный сор» и мечтает от него избавиться, «из сердца вытрясть». Но так ли это на самом деле? Ведь не зря здесь дважды использована частица «не». По орфографическому правилу не с прилагательным пишется слитно, а Пастернак отделяет отрицательную частицу от слова. И я думаю, что внутренний смысл этих строк противоположен их внешнему оформлению. Лирической герой стихотворения не может не страдать, хотя и пытается это сделать.

Размер стихотворения, четырехстопный ямб, придает ему особую музыкальность, а фонетическое оформление стиха помогает понять состояние души лирического героя. Необычные метафоры и сравнения, смешение в них живых и неживых предметов реального мира делают стиль Б. Пастернака непохожим на других поэтов. Этот мастер слова ставит перед собой задачу: передать в стихах подлинность своего душевного состояния, настроения. И я думаю, ему удалось это сделать даже в таком небольшом произведении. И поэтому мне очень нравятся стихи Б. Пастернака, и я считаю его одним из талантливейших поэтов двадцатого века.