С момента вступления в законную силу решения об эмансипации, вынесенного компетентным органом, несовершеннолетний приобретает полную гражданскую дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако приобретение полной гражданской дееспособности в результате эмансипации не влечет приобретения им прав и возложения на него обязанностей, для приобретения которых федеральными законами установлен возрастной ценз.
Правовые последствия эмансипации следует разделить на две группы. К первой группе относятся положения, свидетельствующие об изменении в правовом статусе несовершеннолетнего. Основным последствием является возможность несовершеннолетнего совершать сделки без письменного согласия его законных представителей. Из этого следует другое последствие эмансипации, как указывает закон, данные лица не несут никакой ответственности по обязательствам эмансипированного, в том числе и по деликтным.
Согласно п. 3 ст. 40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцать лет, а также при вступлении в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетии (пункт 2 статьи 21 и статья 27 ГК РФ)[17], таким образом, эмансипация является одним из оснований прекращения попечительства над данным несовершеннолетним.
В соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключение судей, следователей, прокуроров, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.
Итак, представителем может быть дееспособное лицо. В соответствии с п. 1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю принадлежит в полном объеме в суде гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). При этом, закон не предусматривает права таких лиц быть представителями, хотя они и обладают гражданской дееспособностью. Гражданская процессуальная дееспособность в полном объеме возникает с 18 лет. В некоторых случаях, предусматривается возможность выступать в качестве представителей лиц, не достигших 18 лет. Например, согласно п. 2 ст. 62, п. 1 ст. 64 СК РФ родители, достигшие 16 лет, выступают в качестве законных представителей ребенка в суде. Таким образом, российский законодатель установил, что эмансипированный несовершеннолетний не имеет права выступать в качестве представителя в суде общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 43 АПК РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими согласно федеральному правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности (процессуальная дееспособность) принадлежит в арбитражном суде организациям и гражданам. Права и законные интересы граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны и попечители (по аналогии с ГПК РФ). Согласно ч. 6 ст. 59 АПК РФ представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела. Таким образом, и в действующем АПК РФ не предусмотрена возможность в качестве представителя иметь эмансипированного несовершеннолетнего.
Вторая группа последствий связана не с приобретением эмансипированным лицом дееспособности в полном объеме, а с сохранением у несовершеннолетнего его статуса как несовершеннолетнего.
Согласно ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
Таким образом, эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен опекуном или попечителем.
Кроме того, эмансипированный несовершеннолетний не вправе усыновить ребенка, так как согласно ст. 127 СК РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей и т.д.
В соответствии со ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом. Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Также согласно ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.
Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Жилищный кодекс РСФСР согласно ст. 132 определяет права нанимателя, арендатора на вселение членов своей семьи в нанятое, арендуемое помещение и сохранение права пользования этим помещением, в частности, наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое, арендуемое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное помещение, - также супруга и нетрудоспособных родителей. Вселение других лиц допускается только с согласия собственника дома, квартиры. Наниматель, арендатор и члены его семьи при временном их отсутствии сохраняют право пользования жилым помещением в случаях, предусмотренных статьей 60 Жилищного кодекса, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, в соответствии с выше перечисленными нормами ( ст. 292, 679 ГК РФ, ст. 132 ЖК РСФСР) эмансипированный оставаясь несовершеннолетним, имеет право вселиться в жилое помещение своих родителей, при чем данном случае не требуется соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, а отчуждение жилого помещения, где проживает эмансипированный несовершеннолетний, так же, как и в других случаях, должно производиться с согласия органа опеки и попечительства. Такое правило действует при обмене жилых помещений государственного (муниципального) жилого фонда, в которых проживает эмансипированный несовершеннолетний, так как согласно ст. 67 ЖК РСФСР наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива, в том числе с проживающими в другом населенном пункте.