Смекни!
smekni.com

Загадка последней дуэли (стр. 1 из 3)

Реферат

9-й класс средней школы

I. Лермонтовская тема для всех живущих на Кавказе всегда будет оставаться привлекательной. Мне не раз доводилось бывать в Пятигорске на подлинном месте дуэли Лермонтова у Пекальской скалы, которое установил С.И.Недумов в 1950 году. Обстоятельства гибели Лермонтова очень заинтересовали меня. Свою задачу вижу в том, чтобы, обратившись к различным версиям гибели поэта, представленным первым биографом поэта П.А.Висковатым, лермонтоведами А.Марченко и Т.Ивановой, сопоставить их с материалами, опубликованными в 2000 году в книге нашего земляка Владимира Александровича Захарова "Загадка последней дуэли". Все исследователи загадочной дуэли поэта отмечают массу трудностей, возникающих на пути к истине. Главная из них - противоречивость мемуарных свидетельств, основная часть которых создавалась спустя тридцать и даже пятьдесят лет после гибели поэта.

Считаю, что тема "Лермонтов на Кавказе" нуждается в новых исследованиях, поскольку более 80 лет официальная версия утверждала, что прогнивший монархический режим последовательно уничтожал все передовое, что было в стране, в том числе и лучших своих поэтов. Многие факты и свидетельства, не подтверждавшие эту точку зрения, замалчивались или объявлялись фальсификацией. Сейчас стало возможным возвратиться к событиям июля 1841 года и непредвзято обсудить обстоятельства смерти М.Ю.Лермонтова.

Почему поэт оказался в Пятигорске? Что являлось, на самом деле, причиной ссоры и поводом для дуэли? Сколько человек присутствовали на ней? Были ли врагами Лермонтова окружавшие его люди? И был ли вообще заговор против поэта? Ответы на эти вопросы стали предметом моего исследования.

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста.

Когда-то в ранней юности Лермонтов написал эти странные стихи. О чем он думал в те минуты? Возможно, предсказание его сбылось. Тело его было предано земле без молитв и без креста. Единственное чего добились друзья поэта, так это разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за ее пределами.

Об истории последней дуэли Лермонтова написано много, и все же нет события более запутанного и окруженного тайной. Еще первый биограф поэта П.А.Висковатый провел параллель между дуэлями Пушкина и Лермонтова. В 1891 году он писал: "Мы находим много общего между интригами, доведшими до гроба Пушкина и до кровавой кончины Лермонтова. Хотя обе интриги никогда разъяснены не будут, потому что велись потаенными средствами, но их главная пружина кроется в условиях жизни и характера графа Бенкендорфа" Позже эта фраза послужила поводом к построению наиболее известной впоследствии версии о специальном и старательно подготовленном политическом убийстве М.Ю.Лермонтова. Главными действующими лицами, по мнению многих авторов, были Николай I и А.Х.Бенкендорф. Существуют и другие версии. К кругу подозреваемых в гибели поэта относят, например, начальника штаба Кавказской линии А.С.Траскина, коменданта Пятигорска Ильяшенкова, секундантов А.И.Васильчикова и М.П.Глебова. Даже А.А.Столыпина, двоюродного дядю Лермонтова, который был всего на два года моложе племянника, называли тайным врагом поэта. Многие исследователи, ссылаясь на книгу С.И.Недумова "Лермонтовский Пятигорск", причисляют к врагам поэта и подполковника корпуса жандармов А.Н.Кушинникова.

Трудность выяснения того, как в действительности разворачивались события, многие лермонтоведы связывают с тем, что лица, заинтересованные в затемнении истории дуэли, были людьми умными, дальновидными. Они понимали, что вычеркнуть трагические события из истории невозможно, а потому сделали все, чтобы создать легенду, которая сняла бы с них всю тяжесть ответственности за страшное преступление, участниками которого они были. В силу этой преднамеренной запутанности приобретают особо важное значение каждый штрих, каждая подробность об истории последней дуэли Лермонтова.

Итак, я предлагаю вернуться к событиям того рокового года. Известно, что Лермонтов оказался на Кавказе из-за дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. К счастью, Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону, после чего противники помирились. В мае 1840 года он был сослан на Кавказ. Затем, по распоряжению императора, к которому обратилась госпожа Арсеньева, бабушка поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, поэту предоставили отпуск сроком на два месяца. Однако, уже 9 мая 1841 года М.Ю.Лермонтов вместе с капитаном Нижегородского Драгунского полка А.А.Столыпиным въехали в город Ставрополь. Как же Лермонтов оказался в Пятигорске? Вот как об этом вспоминает П.И.Магденко, ремонтер Борисоглебского уланского полка: "На другое утро Лермонтов, входя в комнату, в которой я со Столыпиным сидел за самоваром, обратясь к последнему, сказал: "Послушай, Столыпин, едем в Пятигорск". Итак, решение ехать в Пятигорск не планировалось поэтом заранее.

Интересно, что в своей книге "С подорожной по казенной надобности" Алла Марченко пишет, "... ему бы поступить так, как предполагалось в гневном прощании с Россией - скрыться за стеной Темир-Хан-Шуры от своих тайных и явных врагов. А он, бросая им вызов, явился в Пятигорск. И мало того, что явился, ведет себя так, словно не знает, на что способны "зависть тайная" и ''злоба открытая". Захаров же в своей книге "Загадка последней дуэли" опровергает факт наличия врагов или недоброжелателей у Лермонтова в Пятигорске. ''Впервые, пишет он, о "тайных недругах" поэта рассказал Висковатый, который, к сожалению, попытался внести в биографию Лермонтова некий детективный сюжет с интригами и заговорами". На самом деле жизнь Лермонтова протекала на виду у всего Пятигорска и, в общем - то, обыденно.

Что же произошло в тот злополучный вечер 13 июля 1841 года в доме, где проживало семейство генерала Верзилина. ДОМИК для приезжих занимали поручик конной гвардии Михаил Павлович Глебов (секундант Мартынова) и майор Николай Соломонович Мартынов. Усадьба Верзилина граничила с усадьбой Василия Чилаева, где остановились князь Васильчиков (секундант Мартынова) с князем С. Трубецким (секундант Лермонтова), во флигеле поселились Лермонтов со Столыпиным (секундант поэта). Итак, все участники будущей трагедии были давно знакомы и жили в непосредственной близости друг от друга.

О случившейся ссоре между Лермонтовым и Мартыновым все лермонтоведы пишут, приводя в качестве документа воспоминания Эмилии Шан-Гирей. Другие известные свидетельства современников, ничего не добавляя, подтверждали эти воспоминания.

Есть только разные точки зрения на попытки примирить противников. Лермонтовед Т.А.Иванова так описывала преддуэльные дни поэта: "А по Пятигорску носится взволнованный Дорохов и убеждает секундантов развести, разъединить на время противников. Опытный дуэлянт, он знает все средства к примирению. Лермонтов говорит секундантам, что он готов извиниться, что он не будет стрелять в Мартынова. Но секунданты не передают этого. О дуэли идут разговоры по городу, и пятигорские власти знают о ней, но мер, чтобы ее предотвратить, не предпринимают". Захаров документально доказывает, что ничего подобного не было, и обвинять Столыпина в его злых намерениях против Лермонтова нельзя. Ничем не подкреплена и версия С.В.Чекалина, который приписывает роль тайного врага князю Васильчикову.

Кто же были Васильчиков и Глебов, признанные официальными секундантами Лермонтова и Мартынова?

Как они исполняли свои обязанности?

Можно ли их считать участниками и пособниками убийства великого русского поэта?

Александру Илларионовичу Васильчикову в 1841 году было 23 года. Год тому назад он окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1839-1840 годах Васильчиков неоднократно встречался с Лермонтовым в свете. Васильчиков был хорошо образован, не гонялся за чинами и, за исключением истории со своим роковым секундантством, не прибегал к помощи и покровительству высокопоставленного отца. Независимость суждений и ум, несмотря на внешнюю светскость, видимо, привлекали к нему Лермонтова. Они особенно сблизились, как соседи по дому, в Пятигорске в последние два месяца перед дуэлью. Известно, что Лермонтов не раз вышучивал Васильчикова в карикатурах и эпиграммах, но трудно найти в окружении Лермонтова человека, который бы не служил мишенью для его шуток. На такие вещи не принято было обижаться.

Васильчиков прожил долгую жизнь, всегда оставался верен себе, верен своим оппозиционным взглядам. Пренебрегая чинами и служебной карьерой, он вскоре вышел в отставку и посвятил себя ученым занятиям.

Много сил отдал он также земской деятельности, что породило со стороны его консервативных противников обвинение его в "социализме". Конечно, было ошибкой причислять Васильчикова к демократам, к передовым деятелям его времени, он был всего лишь либералом. Но еще большей ошибкой было бы считать Васильчикова двуличным интриганом, виновным в гибели Лермонтова.

Другой официальный секундант корнет лейб-гвардии Конного полка Михаил Павлович Глебов, был в 1841 году также очень молод, ему шел двадцать второй год. Он лишь в 1839 году окончил в Петербурге школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой пятью годами раньше учился и Лермонтов. Вскоре Глебов приехал на Кавказ, где показал себя отличным боевым офицером. В летней экспедиции 1840 года он вместе с Лермонтовым участвовал в Валерикском сражении и был тяжело ранен в ключицу. Весь следующий год Глебов затратил на лечение, а летом 1841 года приехал в Пятигорск и поселился вместе с Мартыновым неподалеку от Лермонтова, Столыпина и Васильчикова с Трубецким.

Михаил Павлович Глебов был веселым, радушным, красивым юношей, которого товарищи ценили за "светлый ум и доброе сердце". Лермонтов очень его любил и безоговорочно доверял ему.

Таким образом, выдвигать версию о заговоре против поэта или убийстве - значит не считаться со множеством очевидных фактов, свидетельств.