[108] Там же, стр.139.
[109] Там же, стр.140.
[110] Там же, стр.267.
[111] Там же, стр.166-167.
[112] Н.Кон «Фанатики Апокалипсиса» (цитируется по М.Элиаде «Аспекты мифа», стр.91).
[113] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.230.
[114] Там же, стр.249.
[115] Там же, стр.236.
[116] Там же, стр.276
[117] Там же, стр.366.
[118] Там же, стр.237.
[119] Там же, стр.134.
[120] Там же, стр.254. Для римлян «отправной точкой» Вселенной стало 23 сентября - день рождения Августа, возродившего Рим. В царствование Августа Рим получил титул вечного города (urbs aeterna). Ницше назначил «Днем Спасения, первым днем Первого года» 30 сентября 1888 («ложного календаря»). В исторический период идея новой эры стала неотделима от идеи нового летоисчисления.
Ср. также: «Взойдя на престол, китайский император первым же своим указом утверждал новый календарь и прежде чем установить новое исчисление времени отменял прежний его порядок». М.Элиаде «Трактат по истории религий», СПб, «Алетейя», 2000, т.2, стр.314.
[121] Там же, стр.242.
[122]Там же, стр.253.
[123]И опять цитаты из Платонова так органично переплетаются с цитатами из Элиаде - как будто речь идет об одной книге. Но нет, книги разные - просто в них описан один и тот же архетип светопреставления.
[124] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.141.
[125]Там же, стр.165.
[126] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.
[127]Там же.
[128] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.244.
[129]Там же, стр.308.
[130]Там же, стр.303.
[131]Там же, стр.331.
[132]Там же, стр.294.
[133]Там же, стр.171-172.
[134]Там же, стр.191.
[135]Там же, стр.348.
[136] Через восемь лет Жачев сможет лишь мечтать о ликвидации власти - как о светлом будущем: «Но скоро мы всех разактивим: дай только массам измучиться, дай детям подрасти!» А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.528.
[137] Рассказ «Усомнившийся Макар» был написан в 1929 году; т.е. через сорок четыре года должен был наступить 1973! Но выполнение обещаний (тезис об отмирании государственного аппарата никогда не рассматривался партией как программа действий - это было именно пропагандистское обещание) не планируется и в 1973 - все обещания гибнут в забвении.
[138] «Усомнившийся Макар», М., 1990, стр.636.
[139] Это из того же гимна эпохи - после враждебных вихрей идут темные силы.
[140] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.352.
[141]Там же, стр.224.
[142]Там же, стр.205-206.
[143] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.536.
[144] Как будто требуются какие-то доказательства аморальности (алчности, безжалостности и т.д.) кулака, чтобы его ликвидировать. В «Чевенгуре» никаких доказательств не требовалось.
[145] В 1938 был арестован Тоша, пятнадцатилетний (!) сын Платонова. На шахте в Норильске он заболел туберкулезом и через 4 года умер.
[146] Там же, стр.502.
[147]Там же, стр.513.
[148]Там же, стр.513.
[149] Но и рабочие, выступающие в повести в роли палачей, тоже не являются победителями. К 1929 году власть стала крепка и уверена в своей крепости; хозяевами жизни стали подонки, жизнь которых недостойна пера великого писателя.
[150] Впрочем и к своим друзьям (рабочим) Сафронов относится ненамного лучше: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»Там же, стр.479.
[151]Там же, стр.487.
[152]Там же, стр.522.
[153]Там же, стр.524.
[154]Там же, стр.506.
[155]Там же, стр.507.
[156] Видимо в числе 35 тысяч «двадцатипятитысячников», посланных в деревни по решению ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 года - того самого пленума, на котором был провозглашен курс на «сплошную» коллективизацию. А через месяц, в декабре, Платонов начал работу над «Котлованом».
Резолюция пленума, как жуткое пророчество, уже предопределила судьбы и крестьян, и рабочих. Сафронов, еще не ведая, что его ждет, вещает от имени всего пролетариата: «Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!»Там же, стр.487.
[157]Там же, стр.493.
[158]Там же, стр.542.
[159]Там же, стр.543. И не из этой ли спасительной пропасти Зиновьев увидел зияющие высоты социзма?
[160] М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.44-45.
[161] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.490.
[162]Там же, стр.487.
[163]Там же, стр.521.
[164] Именно так - в «Котловане» море (как конец пути) упоминается пять раз.
[165] Ср.: «Воды связаны с представлением о зародышах, ростках, скрытых возможностях и возрождении… Вода - это носитель зародышей жизни». М.Элиаде «Трактат по истории религий», СПб, 2000, т.2, стр.50,68.
[166] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр. стр.59-60.
[167] К.Г.Юнг «Либидо, его метаморфозы и символы», СПб, ВЕИП, 1994, стр.226.
Элиаде также отмечает, что мифическое нисхождение Героя под землю (символически - в утробу) часто проходит через узкую расщелину, которая может символизировать не только «рот», но и «вагину». М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.102. В европейских сказках Герой может нисходить в подземелье даже по ступенькам каменной лестницы. Что это означает, мы знаем из символики сновидений.
[168] В «Чевенгуре» мы встречаем и другие поразительные откровения: «А отец твой чей? - Отец тоже от моей матери родился - из пуза». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.51. Или: «Бросай, шкода. У меня тут их целый склад: сам от детонации обратно в мать полезешь!» Там же, стр.137.
[169] В.Брюсов «О смерти, воскресении и воскрешении», «Вселенское дело», в.1, Одесса, 1914, стр.49.
[170] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.145.
[171] Там же, стр.192-193.
[172] Там же, стр.50.
[173] Там же, стр.80.
[174] Там же, стр.107.
[175] Там же, стр.133.
[176] Там же, стр.297.
[177] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.540. Время облагораживает мертвецов. Но Настя хочет обнять кости матери в начальной стадии разложения. Правда герои Платонова часто превращаются в нетленные мощи еще при жизни («Долгая работа жадно съедала, и съела, тело Гопнера - осталось то, что и в могиле долго лежит: кость да волос»).
Слово «кости» в текстах Платонова повторяется буквально на каждом шагу (в «Чевенгуре» 23 и в «Котловане» 22 раза). Невольно напрашивается аналогия с верованиями охотничьих племен, согласно которым именно кости являются «хранилищем» бессмертной души. «Находящийся наверху дунет один раз на кости мужчин и два раза на кости женщины и они воскреснут» - так описывается конец света в мифе эскимосов.
[178] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.79.
[179] Там же, стр.280.
[180] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.527.
[181] Там же.
[182] Идея сохранения тела Ленина принадлежала Л.Красину, наркому внешней торговли.
[183] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.
[184] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.184.
[185] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.486.
[186] Там же, стр.481.
[187] По установившейся традиции мифы о сотворении вселенной (космоса) называют космогоническими, а мифы о сотворении элементов мира (предполагающие, что сам мир, в котором творят, уже существует) - космологическими.
[188] Причем, согласно буддистским представлениям, в начале цикла длительность жизни людей доходила до 80000 лет, а в конце его должна сократиться до 10 лет. Этот момент чрезвычайно важен - он прямо указывает, что до конца света еще достаточно далеко. Библейские первые люди также обладали завидным возрастом; но зато последние люди по своим характеристикам уже не отличаются от современных. В христианской (и европейской) традиции конец света может наступить в любой момент - мы «всегда готовы».
[189] Идея энтропии была хорошо знакома Платонову: «Чем дальше шла революция, тем все более усталые машины и изделия оказывали ей сопротивление - они уже изработали все свои сроки и держались на одном подстегивающем мастерстве слесарей и машинистов». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.168.
Обновление мира и необходимо именно потому, что стареющая природа оказывает все большее сопротивление человеку. Но у Платонова мы имеем дело не с обычным (для архаического мира) циклическим обновлением, а с окончательным решением этого вопроса. Мы помним, что «новый мир будет строиться из вечного материала, который никогда не придет в бросовое состояние» - т.е. коммунизм отменит и энтропию.