[190] Под деградацией энергии понимается ее постоянный переход из различных форм в самую «низшую» - тепловую. За гипотезу тепловой смерти физику вполне можно обвинить в «мифологичности». Еще более «мифологичны» ее «космогонические» теории - пульсирующей вселенной и первовзрыва. Подобные обвинения в адрес психоанализа строятся именно на таких аналогиях.
Но любая наука, рискнувшая задать себе вопрос: «Что было в начале всего?», странным образом вступает на путь, ставший привычным еще в дописьменных обществах. А все последующие математические обоснования гипотезы можно считать лишь рационализацией.
Физика, как фундаментальная наука о мире, особенно сильно подвержена влиянию «психологических факторов». В 1919 году Резерфорд обнаружил, что при β-распаде нарушаются базовые физические законы - законы сохранения. Тут же была придумана («открыта на кончике пера») гипотетическая частица - нейтрино, все физические характеристики которой определялись лишь одной задачей - покрыть расхождения в балансе β-распада. Нейтрино в конце концов было обнаружено - но уже в 1953. Таким образом, более тридцати лет (!) в XXвеке (!!!) физика жила с экспериментально доказанным невыполнением законов сохранения! Но если факты противоречат принципам, то тем хуже для фактов! Нарушение основных законов не афишировалось, школьники продолжали зубрить ломоносовское: «в другом обязательно присовокупится». Подобные «открытия на кончике пера» вряд ли можно считать научным методом; скорее они напоминают акт веры.
Аналогичным образом и Дарвина можно обвинить в тотемизме - утверждая, что предками людей были животные, он вернулся к древнейшим анимистическим верованиям, от которых человечество отреклось еще на заре первых теистических религий.
[191] У.Бадж «Легенды о египетских богах», М., 1997, стр.81.
[192] Там же. «Беспомощная вялость» - это, конечно, не то, что мы представляем, говоря: «погрузился в хаос».
[193] Дословно: «Возникший». Бог-скарабей, катящий солнце.
[194] Там же, стр.83.
[195] Ранее (в работе «Эта операция зовется дефлорация») я уже затрагивал подобную тему: потеря вождем божественной маны (а значит - силы) - это сигнал, что старого вождя пора убить и заменить новым, молодым претендентом (Героем, который женится на дочери убитого им Антагониста).
[196] И.Бродский «Послесловие к "Котловану" А.Платонова».
[197] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.517.
[198] Центром мира город сделали не особенности его пространственного расположения, но особенности переживаемого времени. Каждый город в то время был осью мира, в каждом был и ад ЧК и мечта о коммунистическом рае.
[199] Там же, стр.442.
[200] Можно предположить, что Медведь какое-то время был в опале; возвращение в Ленинград из Дальневосточного края вернуло его в ряды «вождей». Кстати, именно Медведю Петербург обязан сомнительным архитектурным шедевром, известным нам как «Большой Дом». Есть легенда, что стоки для крови ведут от него прямо в Неву. По всем человеческим законам «Большому Дому» (как и его двойнику на Лубянке) была уготована участь Бастилии и Берлинской стены - но нет, они и сегодня на страже.
[201] К.Залесский «Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь», М., «Вече», 2000.
[202] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.466.
[203] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.263.
[204] Там же, стр.187.
[205] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.532.
[206] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.157. И сны Копенкина подтверждают это.
[207] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.508.
[208] Там же, стр.519.
[209] Там же.
[210] Р.Линднер «Девушка, которая не могла прекратить есть» в кн. «Знаменитые случаи из практики психоанализа», М., 1995, стр.117.
[211] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.502.
[212] Там же, стр.451.
[213]«Препятствующая мысль либо связана с расстроенной мыслью ассоциацией по содержанию (препятствие в силу внутреннего противоречия), либо по существу чужда ей, и лишь расстроенное слово связано с расстраивающей мыслью, часто бессознательной, какой-либо странной внешней ассоциацией». З.Фрейд, «Психопатология обыденной жизни» в кн. «Психология бессознательного», М., 1989, стр.305.
[214] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.528.
[215] В свое время Винер сформулировал принцип: для полного контроля за процессом контролирующая система должна быть не менее сложной, чем контролируемая. При анализе платоновских текстов этот принцип действует в полной мере: можно на нескольких страницах разбирать одну лишь фразу - но ее смысл при этом далеко не исчерпывается.
[216] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.247.
[217] Р.Лэнг «Расколотое "Я"», М.-СПб, 1995, стр.148.
[218] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.99.
[219] Там же.
[220] Л.Виттгенштейн «Беседы о Фрейде». Сомнения Виттгенштейна вполне понятны - я и сам испытываю нечто подобное по отношению к перинатальным матрицам Грофа.
[221] Космогонический миф является прототипом любого творческого акта. Не потому, что кто-то наблюдал его, зафиксировал в мифе и передал потомкам, как образец для подражания. Просто основа любого творчества всегда одна и та же - и она символически представлена в мифах о сотворении мира.
[222] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.344.
[223] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.446.
[224] Там же, стр.442.
[225] Там же, стр.441.
[226] Там же, стр.446.
[227] Там же, стр.465.
[228] Там же, стр.443.
[229] Там же, стр.466.
[230] Там же, стр.446-447.
[231] Там же, стр.447.
[232] Там же, стр.449.
[233]«Вощев тоже настолько ослабел телом без идеологии, что не мог поднять топора и лег в снег: все равно истины нет на свете или, быть может, она и была в каком-нибудь растении или в героической твари, но шел дорожный нищий и съел то растение или растоптал гнетущуюся низом тварь, а сам умер затем в осеннем овраге, и тело его выдул ветер в ничто». Там же, стр.512.
[234] А.Камю «Миф о Сизифе» в кн. «Сумерки богов», М., 1989, стр.233.
[235] Там же, стр.240.
[236] Там же, стр.225.
[237] М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.40. И точно также ожидали гибели платоновские крестьяне, лежащие в своих гробах.
[238] М.Элиаде «Оккультизм и современный мир», там же, стр.102.
[239] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.484.
[240] Там же, стр.543.
[241] Там же, стр.474-475.
[242] Там же, стр.492.
[243] Когда-нибудь мы еще вернемся к рассмотрению каннибальской символики в инициации.
[244] А.Платонов «Впрок», М., 1990, стр.434-435.
[245] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.479.
[246] Там же, стр.441.
[247] Там же, стр.528.
[248] Там же, стр.482.
[249] Там же, стр.468.
[250] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.163.
[251] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.501.
[252] На индивидуальном уровне подобный кризис может стать толчком к личной инициации. В критических ситуациях люди обращаются к мифу, который также начинается с «недостатка».
[253]«С полным основанием Ж.П.Вернан сравнивает вдохновение поэта с вызыванием умершего из потустороннего мира или с descensusadlinferos (нисхождение в ад - лат.), которое совершает живущий, чтобы познать все, что он хотел бы знать». М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.139.
[254] Аналитическая психология также подчеркивает роль мандалы в преодолении жизненных кризисов, но у Юнга она выступает, как символ самости, внутреннего организующего начала.
[255] Образ мира (лат).
[256] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.42. Там же приведены ссылки на первоисточники.
[257] Х.Кла «Миф о сотворении у племен навахо: История возникновения мира». Там же, стр.52.
[258] Не потому, что мы стали взрослыми и мудрыми. Просто мы живем в относительно спокойный период. Любое достаточно сильное потрясение способно отбросить нас и к мифическому мышлению, и к актуализации мифов. «Вполне возможно представить себе эпоху, причем, не слишком удаленную, когда человечество ради своего выживания полностью прекратит "творить историю" - в том смысле, в каком ее творили начиная с появления первых империй - и предпочтет повторять предписанные архетипические жесты, постаравшись забыть такую опасную и бесполезную вещь, как спонтанное действие, рискующее иметь "исторические" последствия». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении». Что говорить о нас, если даже индейцы десана, изолированного племени экваториальных лесов Колумбии, «усугубляют» реальность реактуализации, принимая наркотик (сок yage).