Смекни!
smekni.com

Слова-символы в толковании сна Татьяны Лариной (стр. 2 из 3)

Семантическая конструкция "дом - человек", которая опирается не только на языческую символику русского фольклора, но и на макроконтекст произведения, - сильная порождающая модель. Она является источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей, и в основном в двух аспектах: а) тайна внутреннего мира Онегина; б) предсказание будущего - смерти Ленского.

А. Внутренний мир Онегина. Управление "домовыми" -'властность Онегина'. Если "хижина" - 'Онегин ', то все, что внутри, и в частности "домовые", - реалии его внутреннего мира. Отсюда весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя: "Он знак подаст - и все хлопочут; Он пьет - все пьют и все кричат; Он засмеётся - все хохочут; Нахмурит брови - все молчат". Вспомним эпиграф к "Евгению Онегину": "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого" (Ср. описание властного царя в оде "Вольность" А.Н. Радищева: "Я властию могу дарить; Где я смеюсь, там всё смеется; Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешь тогда, велю коль жить". Смотреть на дверь изнутри дома - 'избегать самого себя'.

("Онегин за столом сидит И в дверь украткою глядит"). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, "томясь душевной пустотой", охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. (Ср. в объяснении с Татьяной Онегин сравнивает себя с "недостойным", "скучным", мужем, который "всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно ревнив"; или перед дуэлью: "В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во многом".

Смотреть в дверную щель хижины снаружи - 'пытаться понять внутренний мир Онегина'. По сюжету Татьяна сначала "глядит тихонько в щёлку", потом "немного растворяет дверь" и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.

Проникнуть в дом - 'стать предметом мыслей и чувств. Онегина'. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне уже влюбленный Онегин (VIII глава) видит тот же сюжет: "сельский дом - и у окна Сидит она... и всё она!". Появление в хижине Ленского, Ольги и весь эпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: "Оставил он своё селенье, ...где окровавленная тень Ему являлась каждый день". Образ убитого Ленского также будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне.

Исчезновение "домовых" - 'избавление от прежних пороков'. "Шайка домовых" сначала "смутилась" то есть встревожилась (СД: I, 238), а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир героя, избавила его от "демонов".

Разрушение дома - 'болезнь Онегина'. В финале сна "хижина шатнулась". В VIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет: "Бледнеть Онегин начинает...Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает. Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не только болезнь как физиологическое явление, но прежде всего огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрыватся весь роман.

Б. Предсказание смерти Ленского.

Потухший "светильник" - 'смерть': "Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных". Это еще одна модификация древнего символа "огонь - душа": "Если душа понималась как огонь, то жизнь возможна была только до тех пор, пока горело это внутреннее пламя; погасало оно - и жизнь прекращалась" (Афанасьев: III, 199). Танцующая в присядку мельница - 'место смерти Ленского'. Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция сравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в "Слове о полку Игореве": "На Немиге...молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела", Афанасьев: I, 297).

Итак, слово-символ в контексте сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.

Символ в контексте сна прежде всего модель, являющаяся источником символизации всей ситуации и многочисленных деталей сновидения, связанных с опорным символом микроконтекстом. Символы связаны между собой не только общими семами, нопорождают сюжет сна, создавая сложную, неоднозначно-символическую, модель мира.

Список литературы

1. Афанасьев: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.

2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.

3. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1994.

5. СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.

6. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1994.

7. Лосев: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

8. Лотман: Лотман Ю.М. "Евгений Онегин". Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург, 1995.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1992.

10. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

11. ЭСЧ: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1993.

Материалы к статье

1.Из Керлот Х.Э. Словарь символов. М.,1994.

Дом. "Дом как жилище вызывает богатейшие ассоциации с телом и мыслью (т.е. жизнью) человека...А. Тейяр поясняет это тем, что образ дома во снах представляет собой различные уровни (души). Фасад здания означает внешний облик человека: его личность или его маску. Значение этажей определяется вертикальной и пространственной символикой. Крыша и верхний этаж соответствует голове и разуму, а также сознательному развитию самоконтроля. Следовательно, подвал ассоциируется с бессознательным и инстинктами (подобно сточным трубам в городской символике)... Лестницы - соединения различных уровней души, однако их конкретное значение зависит от того, восходящими или нисходящими они видятся. В конечно счете, как уже сказано, дом ассоциируется с человеческим телом..." (С.180).

Мост. "Даже будучи лишенным мистического смысла, мост всегда означал переход из одного состояния в другое - изменение или желание перемен" (С.330).

Меч. "...В мече можно увидеть символ физического уничтожения и физической решительности...(С.321-322) Нож "ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой" (С. 342).

Чудовища. "На психологическом уровне они ассоциируются с темными силами, которые составляют глубочайшие пласты душевной геологии, кипящие, как вулкан" (С. 584).

2. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

* "Символ есть принцип порождения действительности", в нем "заложена возможность возникновения бесконечного ряда единичных проявлений той общности, из которой состоит символ". * "Понятие предмета отражает предмет; но если оно достаточно глубоко и разработанно, то оно воздействует обратно на действительность и даже её переделывает" (С. 166-167). 3. Лосев А.Ф. Логика символа. // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

* Символ есть "обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу" (С. 258)

* Идея символа "оказывается законом всего его построения" (С. 259), так что "выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом" (С. 260).

* Это значит, что в символе значимым является не только изображение предмета, но и отношения между его компонентами или другими предметами, символ - это структура (С. 273).

4. Арутюнова Н.Д. Семиотические концепты. //Арутюнова

Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

* Символ "указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоторого смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (с. 337).

* Символ уводит за пределы реальности (с.339), имеет экстралингвистическую функцию.

* Символ "приобретает способность к постоянному смысловому углублению и обогащению".(с. 339).

* Три компонента структуры символа: 1) означаемое, абстрактное и туманное; 2) означающее, четкое, легко графически воспроизводимое (с. 340), стремящееся к упрощению (с. 341); 3) связка (типа предиката). (С. 340).

Семантическая структура символа:

1. Означающее - 2) означающее, четкое, легко графически воспроизводимое (с. 340), стремящееся к упрощению (Арутюнова, 341)

2. Означаемое - а) многозначно, причем контекст редко снимает многозначность. символ есть "обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу" (Лосев "Логика символа",258) б) абстрактно (Арутюнова, 340).

3. Отношение между означающим и означаемым:

Изоморфность: структура предмета, означающего символический смысл есть и структура самого смысла. Отсюда символическую функцию приобретают а) компоненты целого; б) отношения между ними (Лосев, 273) Идея символа "оказывается законом всего его построения" (С. 259), так что "выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом" (С. 260).